Ефим
Ильич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Зотов Ефим Ильич прошёл боевой путь в Великой Отечественной войне в составе железнодорожных Военно-эксплуатационных отделений ВЭО-6 и ВЭО-10, военный билет Серия АВ 513689. Эти части обеспечивали эксплуатацию, разминирование, восстанавление железных дорог и их объектов до линии фронта. Именно по железным дорогам основная масса грузов перемещалась и при эвакуации заводов из западных областей страны в начале войны, и боевая техника, снаряды, продовольствие для армии на передовую. Учитывая особую важность железных дорог в жизнеобеспечении боевых частей, вражеская авиация подвергала их бомбардировкам в приоритетном порядке. Боевой путь Зотова Е.И. проходил по Северной, Октябрьской, Московской, Юго-Западной, Южной, Юго-Восточной железным дорогам страны. Самые крупные им восстановленные станции и железнодорожные пути к ним: Вологда, Волхов, Кириши, Неболыч, Будогощ, Тихвин, Подборовье, Бабаево, Ширьево, Бологое, Ржев, Орёл, Курск, Харьков, Сумы, Ворожба, Конотоп, Бахмач, Нежин, Верисоч, Чернигов, Дарница, Киев, Коростень, Сарны, Ровно, Ковель, г.Люблин Польша, где был 04.01.1944 ранен пулей в грудь, в этом городе находился концлагерь Освенцим.
Его вышестоящими военными начальниками были начальники Северной и Октябрьской железных дорог Груничев Н.А. и Саламбеков Б.К., которые удостоены звания Героев Советского Союза.
Награды Зотова Е.И.: Орден Ленина, Орден Трудового Красного Знамени, Орден Отечественной войны 2 степени, Медаль за оборону Ленинграда уд. №02971, Медаль 250 лет Ленинграду уд. №180076, Медаль за победу над Германией, Медаль за доблестный труд в ВОВ, Медаль 20 лет Победы в ВОВ, Медаль 30 лет Победы в ВОВ, Медаль 40 лет Победы в ВОВ, Медаль 50 лет Победы в ВОВ, Медаль 70 лет Вооружённым силам СССР, Медаль им. Г.К.Жукова.
Награды, приказы и памятные подарки железнодорожные: Почётный железнодорожник – 1944 год, Ударник Сталинского призыва – 1941 год, Ударник Сталинского призыва – 1943 год, Знак памятный за участие в электрификации железной дороги Москва-Байкал, Именные часы от Министра путей и сообщений (к 50-летию со дня рождения), Железнодорожная энциклопедия (с теснением на обложке: Зотову Ефиму – ремонтному рабочему за примерную работу по соц. соревнованию 1926 год), Приказ НКПС за №988 от 09.10. 1944 «За самоотверженность, проявленную при выполнении заданий по перевозкам и восстановлению в условиях фронтовой обстановки, за быструю ликвидацию последствий налётов вражеской авиации наградить значком «Почётный железнодорожник».
Боевой путь
Боевой путь Зотова Е.И. проходил по Северной, Октябрьской, Московской, Юго-Западной, Южной, Юго-Восточной железным дорогам страны. Самые крупные им восстановленные станции: 1. Вологда, 2. Волхов, 3. Кириши, 4. Неболыч, 5. Будогощ, 6. Тихвин, 7. Подборовье, 8. Бабаево, 9. Ширьево, 10. Бологое, 11. Ржев 12. Орёл, 13. Курск, 14. Харьков, 15. Сумы, 16. Ворожба, 17. Конотоп, 18. Бахмач, 19. Нежин, 20. Верисоч, 21. Чернигов, 22. Дарница, 23. Киев, 24. Коростень, 25. Сарны, 26. Ровно, 27. Ковель, 28. г.Люблин Польша, где и был 04.01.1944 ранен пулей в грудь, в этом городе находился концлагерь Освенцим.
Воспоминания
Вспоминает Зотов Ефим Ильич
Для обеспечения доставки жителям блокадного Ленинграда продовольствия, топлива, одежды по железной дороге до Ладожского озера, в спешном порядке прямо через лесные массивы в болотистой местности железнодорожники ВЭО-6 вручную возводили насыпь и прокладывали железнодорожный путь, обкатывали паровозами, строили станции, склады, вводили их в эксплуатацию.
При наступлении нашей армии в западном направлении наше военно-эксплуатационное отделение ВЭО-10 восстанавливало взорванные фашистами при отходе железнодорожные пути, станции и объекты жизнеобеспечения. Восстанавливать приходилось неоднократно, поскольку немецкая авиация бомбила их нещадно, понимая важность железнодорожных перевозок для доставки на фронт боеприпасов, военной техники, людской силы и продовольствия. Во время бомбёжек спасались в воронках от снарядов рядом с железной дорогой. К сожалению, снаряды попадали и в эти же воронки. Один раз Ефим Ильич в последний миг до взрыва прыгнул в воронку, а когда вылез, то обнаружил, что одну полу его шинели очень ровно срезало осколком. Другой раз на него в воронку упал убитый осколком его товарищ. Невероятно, но когда через Ефима Ильича перелетали взорванные бомбой вагоны, то он не слышал самого взрыва, только видел, даже взрывной волны не ощущал.
После войны
После войны Зотов Ефим Ильич работал на Курганской железной дороге путевым обходчиком, бригадиром, мастером.
Часто по ночам снилось ему, как хоронил убитых товарищей.