Яньшин Александр Петрович
Яньшин
Александр
Петрович
полковник
Регион Камчатский край
Воинское звание полковник
Населенный пункт: Петропавловск-Камчатский

Боевой путь

Яньшин Александр Петрович (23.08.1924 г. – 06.06.2000 г.). Полковник, участник Великой Отечественной войны, ветеран НИИ ВВС имени В.П. Чкалова. Александр Петрович родился 23 августа 1924 года в с. Антиповка, Камышинского района, Сталинградской области. Как и все его сверстники, пошёл в обычную школу, с декабря 1940 года продолжил обучение в Сталинградской спецшколе ВВС №7.
22 июня 1941 года страшное слово «война» ворвалось в жизнь советских людей. Войну курсанты Сталинградской спецшколы встретили в г. Серафимович, в летних воинских лагерях.
Заканчивать спецшколу Александру Петровичу пришлось уже в Николаевске, что на левой стороне Волги против Камышина, в конце марта 1942 года. Затем была Вольская школа авиамехаников. Занятия в школе шли в ускоренном темпе и закончились в феврале 1943 года.

В составе группы авиамехаников из 16 человек Александр Петрович был направлен в Сталинград, в 287-ю авиационную штурмовую дивизию, в распоряжение полковника Чумаченко.


Добрались до места назначения на конечную станцию Гумрак в последних числах февраля. Вот там-то они по-настоящему поняли - что такое война. Никакого населенного пункта Гумрак они не увидели - было заснеженное поле с кое-где торчащими остатками дымоходов и кучами битого кирпича. Людей нигде не было видно. Подходя к Сталинграду, увидели, что он отличается от Гумрака более грандиозным разрушением.
В комендатуре им сообщили, что штаб дивизии находится в Елшанке, что на юге Сталинграда. Добравшись, наконец, до аэродрома, они узнал, что дивизия улетала в Котельниково.
В Батайске группа впервые попала под бомбежку.
По прибытии в дивизию группу распределили по полкам. Александр Петрович и еще три его товарища были направлены в 807-й авиационный штурмовой полк на самолеты Ил-2.
В конце апреля пришло указание о переводе бензинового оборудования на новое топливо с другим октановым числом. Не каждый механик мог это сделать. Была создана специальная группа, в которую вошел один опытный механик, Александр Петрович и его друг с такой необычной фамилией Кикоть. Почти две недели затратили они на выполнение этой работы, производя ее между боевыми вылетами.
После получения с авиационного завода в Горьком новой авиационной техники - самолетов Ил-2, Александр Петрович был назначен старшим механиком одного из штурмовиков, который он должен был обслуживать самостоятельно.
Восемь боевых вылетов обслужил Александр Петрович самостоятельно, а затем его судьба круто изменилась. Полк готовился к перелету под город Шахты.
Летали они тогда на учебно-тренировочном двухместном самолете Ут-2 конструкции КБ Яковлева А.С., маневренным и легким в управлении.
После школы первоначального обучения, осенью 1944 года, Александра Петровича направили в училище летчиков-штурмовиков, что в г. Молотов (ныне Пермь). На ежедневных учебных занятиях в классах изучалась теория полета, конструкция самолета и двигателя, навигация, метеорология...
Весной 1945 года Александр Петрович впервые самостоятельно поднялся в воздух на штурмовике Ил-2. В училище застал курсантов долгожданный День Победы.
Полеты в училище больше не возобновлялись и вскоре оно расформировывается. Курсантов, уже умеющих летать, в том числе Александра Петровича, направляют в Вознесенское летное училище, которое располагалось в Куйбышевке Восточной, в полк боевого применения. После расформирования и этого училища Александра Петровича направляют на переучивание во Фрунзенское авиационное училище (ВАУЛИ) - на летчика-истребителя. После окончания училища Александра Петровича в составе группы летчиков направляют в 939-й истребительный авиационный полк ПВО, располагавшийся в Домне, под Читой.
В 1950 году Александр Петрович поступает в Ленинградскую академию имени Можайского, после окончания которой в 1956 году получает назначение во Владимировку, в «хозяйство Финогенова». Службу свою он начал в Управлении, возглавляемом в то время полковником Колковым Максимом Ивановичем, участвуя в испытаниях известной межконтинентальной крылатой ракеты «Буря».
Затем в качестве руководителя испытательной бригады Александр Петрович проводил государственные испытания самолетов Ту-22П, Як-28 различных модификаций уже в 1-ом Управлении ГНИКИ ВВС. Военную службу Александр Петрович закончил в августе 1974 года в войсковой части 52540, после чего была работа в качестве уполномоченного МАП при институте, затем в экспедиции «Импульс». Общий рабочий стаж его, исчисляемый 60-ю календарными годами (не считая летных), закончился в ЛИИ в 2002 году.
Со своей женой и верной подругой Любовью Константиновной, Александр Петрович познакомился в 1941 году, в г. Камышине, Сталинградской области. В годы войны она тоже была в действующей армии, командиром санитарного взвода. Поженились они в 1944 году. В послевоенное время Любовь Константиновна стала педагогом.
Они вырастили двух сыновей, Владимира и Игоря, и дочь Елену.



 

Фотографии

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: