Павел
Иванович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Солдатская судьба... Она у каждого своя. Судьба Павла Ивановича Волкова определилась в январе 1942 года, когда он, в неполные девятнадцать лет, из тихой ивановской деревни Суземье попал, по военному призыву, в Ярославль, на курсы, где готовили кадры для железнодорожных войск. Может, сыграло свою роль то, что последний год перед войной он работал слесарем в колхозной мастерской? А может, случайность? А может, некая военная целесообразность?
После кратковременного обучения стал Павел Иванович слесарем-пневматиком и вошел в состав 4-го отдельного мостожелезнодорожного полка.
Как известно, железнодорожные войска во время Великой Отечественной войны были войсками специального назначения, различались по видам работ - путевые, мостовые, эксплуатационные. В само название "мостовые" заложен основной смысл. Само определение "слесарь-пневматик" тоже о многом говорит. Там, где пневматика, там сжатый воздух, где сжатый воздух, - домкраты, другое оборудование.
Всю войну прошел Павел Иванович в составе мостожелезнодорожного полка, восстанавливая разрушенные мосты в Центральной европейской части страны, на Украине, в Белоруссии.
Крупнейшей рекой на театре военных действий являлся Днепр. Перед войной на Днепре было около 20 железнодорожных мостов. С приближением фронта или при отступлении советских войск их взрывали. Немцы частично восстановили днепровские мосты. Осенью 1943, отступая и создавая стратегический оборонительный рубеж, в основном, по Днепру, они разрушили их.
Восстановление днепровских мостов запомнилось особенно.
В начале октября 1943 года вышло Постановление ГКО "О восстановлении мостов через Днепр". На восстановление отводилось 40 суток.
Полк работал днем и ночью, по 15-18 часов, в непосредственной близости от линии фронта. Как правило, у моста стояли зенитные батареи, отражавшие налеты вражеской авиации. Налеты продолжались, работы не прекращались. Характер разрушений был разный. Иные мосты приходилось строить практически заново. Другие, с частичными разрушениями, поднимали мощными домкратами, устанавливали на новые или уцелевшие опоры. Пускали по мостам железнодорожные платформы с балластом - для испытаний. Срок восстановления мостов сокращали до 20, а то и 17 суток.
- Трудно сказать, как выдерживали, - говорит Павел Иванович. - Есть задача, значит, надо выполнять. Много было рек... Дон, Днепр, Десна, Сейм, небольших и не вспомнишь. На некоторые мосты пришлось после войны возвращаться.
Дело в том, что ефрейтор Волков служил до 1948 года: восстанавливал разрушенные, строил новые мосты. А возвращался на уже знакомые потому, что во время войны их восстанавливали временно, после Победы - капитально.