
Владимир
Петрович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Сергей Власов, [06.05.2025 23:26]
Один из рассказов о войне моего отца, Власова Владимира Петровича (1907–1976 гг.)
Он участвовал в Великой Отечественной войне, выполняя обязанности в отделе аэродромного строительства (ОАС) штаба 16 Района авиационного базирования на следующих должностях: с начала войны по сентябрь 1941 года – техник-топограф, с сентября 1941 года по август 1943 года – техник по эксплуатации и приемке аэродромов, с августа 1943 года до конца войны – инженер по эксплуатации и приемке аэродромов. К концу войны имел звание инженер-капитана.
Минное поле
Боевой приказ, как и должно быть, не вызывает ни малейшего сомнения в безоговорочной необходимости его выполнения. Ниже будет описан один из тех эпизодов, какие за время войны не составляли редкого исключения и характеризовали собой будничную работу специалистов аэродромной службы. В конце июля 1944 года я руководил строительством полевого аэродрома на левом берегу Днестра против расположенного на правом берегу населенного пункта Галич, который находится примерно километрах в 20 от города Станислав (теперь Ивано-Франковск). Строительство осуществлялось силами одной роты инженерного батальона. Мы прибыли на место расположения аэродрома «Галич» в самый разгар боя, на поле еще находилась наша артиллерия, которую немцы забрасывали минами и обстреливали снарядами, часто в воздухе возникали белые дымки – рвалась шрапнель.
Дня через два мы уже заканчивали строительство полевого аэродрома. На поле один за другим сели два ПО-2, из одного вышел начальник 16 РАБ полковник Лисянский, а из другого – начальник отдела аэродромной службы РАБ – майор Ярош.
– Власов, – обратился ко мне начальник РАБ, – возьмите самолет Яроша и летите на аэродром «Станислав». Сделайте инженерную разведку, обратите особое внимание на состояние бетонной взлетно-посадочной полосы.
– Приказано лететь на инженерную разведку аэродрома «Станислав». Можно спросить, товарищ полковник?
– Спрашивайте.
– Но ведь еще не было сообщения о том, что немцы выбиты из города.
– Согласно последней оперативной сводке, какую я получил перед самым вылетом сюда, наши войска освободили город сегодня утром. Однако будьте осторожны, возможно, немцы еще находятся на аэродроме, который расположен возле города с западной его стороны.
Летчик ПО-2 прочертил на карте маршрут, я сел на место штурмана сзади пилота, и мы полетели в Станислав.
День был солнечным, время – около двух часов дня, в воздухе парами почти постоянно барражировали мессершмитты. Еще до взлета мы с летчиком распределили зоны неба: летчик должен был смотреть вперед и направо, а я – налево и назад. Летели на бреющем. Перелетев через Днестр, мы увидели в окопах солдат и пулеметы на брустверах, так глубоко была эшелонирована оборона. Показался город. На берегу реки группами стояли люди. Наши? Немцы? Могли быть и немцы, ведь на самолете так легко перескочить передний край. Наши, это мы заключили по их приветствию, очевидно, они не так уж часто видели на передовой ПО-2, – вверх полетели их пилотки. Мы круто поднялись над городом и через минуту полета были уже над западной его окраиной. Вот он, аэродром. На бетонной полосе 35 воронок от бомб, однако, с воздуха невозможно определить, каков их диаметр, а мне надо знать, сколько для их заделки потребуется камня и времени, да и есть ли камень, это можно узнать только на земле.
Тронул плечо летчика:
– Садись.
Он отрицательно мотнул головой, что должно было означать, что он сесть не может. Действительно, вся грунтовая часть аэродрома от самых стен города до бетонной полосы была перепахана крест на крест трехлемешным плугом через 20–25 метров.
Я вынул листок бумаги и написал приказ: «Садись, без посадки пути назад нет». Летчик подчинился, повел самолет к стенам домов и возле них посадил его с риском сломать шасси на вывернутых плугом пластах земли. Замолчал пропеллер нашего ПО-2, но сейчас же послышался рев мессершмиттов. Мне надо идти на бетонную полосу, чтобы измерить диаметр воронок и вычислить их объем. Раздавалась близкая канонада – это наши километрах в двух громили немцев.
Сергей Власов, [06.05.2025 23:26]
До бетонной взлетно-посадочной полосы метров 350–400. Надо пересечь десятка полтора вспаханных плугом полос, а между ними на поле была трава, в которой могли быть заложены мины. Я был убежден, что немцы минировали летное поле, чтобы затруднить его восстановление. Но ведь надо идти! И я пошел…
Нельзя забыть того фаталистического чувства, которое охватило меня. Мозг стал подсказывать цифры – число шагов, которые я пройду, и потом будет взрыв. Семь шагов… Но ведь это как бы означало, что семь шагов можно идти смело. И я шел… С восьмым шагом задержался, сделал его короче. Затем начинался новый отсчет: одиннадцать безопасных шагов, пять… Так я шел до бетонной полосы, но ни одна мина под ногу не попалась. На полосе измерил диаметр воронок, по их количеству вычислил объем работ – общий и объем требующегося камня. Чувствуя себя на полосе в безопасности, прошел в южный ее конец и увидел там в нескольких десятках метров штабеля гальки, которая так необходима была для заделки воронок. Взобрался на эти штабеля и убедился, что объем материала достаточен для ремонтных работ. Затем снова вышел на полосу. Дошел до того места, к которому я пришел от самолета и отправился в обратный опасный путь. Если были бы видны на траве мои следы, я постарался бы, конечно, идти по ним, след в след, но следы не были видны. Снова начался отсчет шагов… Число безопасных шагов как бы называл какой-то негромкий, но отчетливо слышный голос. И так надо было пройти еще около 400 метров. Прошел благополучно и обратный путь к самолету. Летчик очень беспокоился за меня и обрадовался моему возвращению.
– Так что же, – спросил он, – аэродром не минирован?
– Вот этого я сказать не могу. Важно, что я выполнил задание, а минирован или нет – узнаем завтра, пришлем минеров, и они выяснят.
Инженерную разведку аэродрома «Станислав» я рассматриваю как пример весьма редкой удачи: из травы на летном поле и из вывернутых плугом пластов земли были сняты сотни мин.
Оценили 32 человека
Показать список поделившихся
9 мая 2024
Надежда Грудникова
Надежда Грудникова
Какая захватывающая история, как кино посмотрела. Низкий поклон🙏 Благодарю таким отважным ребятам Победа была очевидна.❤️
1
Показать список оценивших
10 мая 2024
ОтветитьПоделиться
Татьяна Веселова
Татьяна Веселова
Татьяна Веселова·Автор
Надежда, спасибо ❤️
Да, дедушка прошёл всю войну от первых до последних дней. Было немало подобных случаев, когда он был на волоске от гибели. Один из них он описал в рассказе : https://world-war.ru/paniker-starshina/
(можно переходить, там сайт с рассказами о войне). Опубликовала его моя племянница Алина❤️
Боевой путь
Воспоминания
Рассказы и воспоминания
Сергей Власов, [06.05.2025 23:26]
Один из рассказов о войне монго отца, Власова Владимира Петровича (1907–1976 гг.)
Он участвовал в Великой Отечественной войне, выполняя обязанности в отделе аэродромного строительства (ОАС) штаба 16 Района авиационного базирования на следующих должностях: с начала войны по сентябрь 1941 года – техник-топограф, с сентября 1941 года по август 1943 года – техник по эксплуатации и приемке аэродромов, с августа 1943 года до конца войны – инженер по эксплуатации и приемке аэродромов. К концу войны имел звание инженер-капитана.
Минное поле
Боевой приказ, как и должно быть, не вызывает ни малейшего сомнения в безоговорочной необходимости его выполнения. Ниже будет описан один из тех эпизодов, какие за время войны не составляли редкого исключения и характеризовали собой будничную работу специалистов аэродромной службы. В конце июля 1944 года я руководил строительством полевого аэродрома на левом берегу Днестра против расположенного на правом берегу населенного пункта Галич, который находится примерно километрах в 20 от города Станислав (теперь Ивано-Франковск). Строительство осуществлялось силами одной роты инженерного батальона. Мы прибыли на место расположения аэродрома «Галич» в самый разгар боя, на поле еще находилась наша артиллерия, которую немцы забрасывали минами и обстреливали снарядами, часто в воздухе возникали белые дымки – рвалась шрапнель.
Дня через два мы уже заканчивали строительство полевого аэродрома. На поле один за другим сели два ПО-2, из одного вышел начальник 16 РАБ полковник Лисянский, а из другого – начальник отдела аэродромной службы РАБ – майор Ярош.
– Власов, – обратился ко мне начальник РАБ, – возьмите самолет Яроша и летите на аэродром «Станислав». Сделайте инженерную разведку, обратите особое внимание на состояние бетонной взлетно-посадочной полосы.
– Приказано лететь на инженерную разведку аэродрома «Станислав». Можно спросить, товарищ полковник?
– Спрашивайте.
– Но ведь еще не было сообщения о том, что немцы выбиты из города.
– Согласно последней оперативной сводке, какую я получил перед самым вылетом сюда, наши войска освободили город сегодня утром. Однако будьте осторожны, возможно, немцы еще находятся на аэродроме, который расположен возле города с западной его стороны.
Летчик ПО-2 прочертил на карте маршрут, я сел на место штурмана сзади пилота, и мы полетели в Станислав.
День был солнечным, время – около двух часов дня, в воздухе парами почти постоянно барражировали мессершмитты. Еще до взлета мы с летчиком распределили зоны неба: летчик должен был смотреть вперед и направо, а я – налево и назад. Летели на бреющем. Перелетев через Днестр, мы увидели в окопах солдат и пулеметы на брустверах, так глубоко была эшелонирована оборона. Показался город. На берегу реки группами стояли люди. Наши? Немцы? Могли быть и немцы, ведь на самолете так легко перескочить передний край. Наши, это мы заключили по их приветствию, очевидно, они не так уж часто видели на передовой ПО-2, – вверх полетели их пилотки. Мы круто поднялись над городом и через минуту полета были уже над западной его окраиной. Вот он, аэродром. На бетонной полосе 35 воронок от бомб, однако, с воздуха невозможно определить, каков их диаметр, а мне надо знать, сколько для их заделки потребуется камня и времени, да и есть ли камень, это можно узнать только на земле.
Тронул плечо летчика:
– Садись.
Он отрицательно мотнул головой, что должно было означать, что он сесть не может. Действительно, вся грунтовая часть аэродрома от самых стен города до бетонной полосы была перепахана крест на крест трехлемешным плугом через 20–25 метров.
Я вынул листок бумаги и написал приказ: «Садись, без посадки пути назад нет». Летчик подчинился, повел самолет к стенам домов и возле них посадил его с риском сломать шасси на вывернутых плугом пластах земли. Замолчал пропеллер нашего ПО-2, но сейчас же послышался рев мессершмиттов. Мне надо идти на бетонную полосу, чтобы измерить диаметр воронок и вычислить их объем. Раздавалась близкая канонада – это наши километрах в двух громили немцев.
Сергей Власов, [06.05.2025 23:26]
До бетонной взлетно-посадочной полосы метров 350–400. Надо пересечь десятка полтора вспаханных плугом полос, а между ними на поле была трава, в которой могли быть заложены мины. Я был убежден, что немцы минировали летное поле, чтобы затруднить его восстановление. Но ведь надо идти! И я пошел…
Нельзя забыть того фаталистического чувства, которое охватило меня. Мозг стал подсказывать цифры – число шагов, которые я пройду, и потом будет взрыв. Семь шагов… Но ведь это как бы означало, что семь шагов можно идти смело. И я шел… С восьмым шагом задержался, сделал его короче. Затем начинался новый отсчет: одиннадцать безопасных шагов, пять… Так я шел до бетонной полосы, но ни одна мина под ногу не попалась. На полосе измерил диаметр воронок, по их количеству вычислил объем работ – общий и объем требующегося камня. Чувствуя себя на полосе в безопасности, прошел в южный ее конец и увидел там в нескольких десятках метров штабеля гальки, которая так необходима была для заделки воронок. Взобрался на эти штабеля и убедился, что объем материала достаточен для ремонтных работ. Затем снова вышел на полосу. Дошел до того места, к которому я пришел от самолета и отправился в обратный опасный путь. Если были бы видны на траве мои следы, я постарался бы, конечно, идти по ним, след в след, но следы не были видны. Снова начался отсчет шагов… Число безопасных шагов как бы называл какой-то негромкий, но отчетливо слышный голос. И так надо было пройти еще около 400 метров. Прошел благополучно и обратный путь к самолету. Летчик очень беспокоился за меня и обрадовался моему возвращению.
– Так что же, – спросил он, – аэродром не минирован?
– Вот этого я сказать не могу. Важно, что я выполнил задание, а минирован или нет – узнаем завтра, пришлем минеров, и они выяснят.
Инженерную разведку аэродрома «Станислав» я рассматриваю как пример весьма редкой удачи: из травы на летном поле и из вывернутых плугом пластов земли были сняты сотни мин.
Оценили 32 человека
Показать список поделившихся
9 мая 2024
Надежда Грудникова
Надежда Грудникова
Какая захватывающая история, как кино посмотрела. Низкий поклон🙏 Благодарю таким отважным ребятам Победа была очевидна.❤️
1
Показать список оценивших
10 мая 2024ОтветитьПоделиться
Татьяна Веселова
Татьяна Веселова
Татьяна Веселова·Автор
Надежда, спасибо ❤️
Да, дедушка прошёл всю войну от первых до последних дней. Было немало подобных случаев, когда он был на волоске от гибели. Один из них он описал в рассказе : https://world-war.ru/paniker-starshina/
(можно переходить, там сайт с рассказами о войне). Опубликовала его моя племянница Алина❤️
После войны
Отец, Власов Владимир Петрович, работал преподавателем, доцентом, Московского Торфяного институту - в последствии Калининского, а далее Тверского Политехнического института.