Михаил
Иванович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Сайт pamyat-naroda.su
Фамилия, имя, отчество: Михаил Иванович Уваров
Дата рождения военнослужащего: __.__.1908
Время поступления на службу: 13.01.1942
Место призыва: Тарановский РВК, Казахская ССР, Кустанайская обл., Тарановский р-н
Воинское звание на момент награждения: ст. сержант
Место службы: 2 осб 151 осбр
Награда
Чем награждён: Медаль «За боевые заслуги»
Дата представления к награде: 16.05.1943
https://pamyat-naroda.su/awards/16498805
Сайт Память народа
Дата рождения __.__.1908
Место призыва Тарановский РВК, Казахская ССР, Кустанайская обл., Тарановский р-н
Воинское звание ст. сержант
Воинская часть 2 отдельный стрелковый батальон
Наименование награды Медаль «За боевые заслуги»
Реквизиты документа: ЦАМО. Фонд 33. Опись 682526. Единица хранения 786.
https://pamyat-naroda.ru/heroes/person-hero1341326/
Боевой путь
Служил поваром в 1945г .Дошёл до Берлина
151-я отдельная стрелковая бригада формировалась в городе Кустанай с 17 декабря 1941 года.
Командиром бригады был назначен майор Яковлев Леонид Васильевич. В начале Великой Отечественной войны Яковлев Л. В. командовал 169-м стрелковым полком 86-й стрелковой дивизии, участвовавшей в боях за Ленинград. В составе бригады были сформированы четыре стрелковых батальона, артдивизион, противотанковый артдивизион, минбат, разведрота, рота автоматчиков, саперная рота, медсанрота, авторота, батальон связи.
Руководство Кустаная выделило помещения под казармы, предоставило нужное имущество и оборудование. С 5 марта 1942 года началась боевая подготовка личного состава, набранного из сугубо штатских лиц. 26 апреля 1942 года после окончания боевой учебы на городской площади (район Дворца пионеров) состоялся митинг, посвященный уходу бригады на фронт, на котором трудящимися города бригаде было вручено знамя облисполкома с наказом донести его до победы.
Формирование было закончено 25 апреля 1942 года. Бригада была отправлена на фронт и вошла в состав 11-й Армии Северо-Западного фронта.
27-29 апреля 1942 г. 151-я стрелковая убыла из города шестью эшелонами в распоряжение Северо-Западного фронта. 7 мая на станции Валдай была произведена выгрузка личного состава. А 14 мая бригада совершила 180-ти километровый марш по размытым и избитым дорогам и сосредоточилась на рубеже Пола-Борки-Березовка (Березка).
БОЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
1. Боевые действия в составе 11 Армии:
По приказу Штарма 11 бригада с 26.5. по 27.8.42 г. вела наступательный и оборонительный бой под Новое Рамушево. В результате боев бригада овладела лесом вост. Нов. Рамушево, создав угрозу Рамушевскому узлу сопротивления противника.
В этих боях противник потерял более 6000 солдат и офицеров.
Поставленную ближайшую задачу бригада выполнила. После чего бригада по приказу Штарма с 20.10 по 20.12.42 г. вела наступательный бой в районе Сорокино, Горбы, где преодолев сильное сопротивление противника, овладела лесом севернее Сорокино, заняла 33 блиндажей и ДЗОТов, уничтожила до 250 немцев и захватила трофеи.
С 27.12.42 г. по 12.1.43 г. бригада вела оборонительный бой в районе Вязовка - Ольховец и участвовала в наступательных операциях, содействуя частям 11 Армии...
http://demjanskij-kotel.blogspot.com/2011/03/151.html
Воспоминания
станция Тобол
К концу 1939 года в условиях сурового климата и бездорожья в небывало короткий срок была проложена железнодорожная магистраль Акмолинск - Карталы протяжённостью 806 километров. Летом 1939 года на этом участке железной дороги появилась станция Тобол. Место расположения посёлка не выбиралось, а сделано было простым математическим расчётом, связанным с техническими условиями движения паровозов - 140 километров между ближайшими станциями. Строительство посёлка было связано с большими трудностями в связи с заболоченностью местности и отсутствием пресной воды. Но люди думали о будущем, забывая о временных неудобствах.
Первое здание, которое появилось в Тоболе - это железнодорожная школа, которая приняла первых учеников 1 сентября 1941 года, а в военные годы работала в режиме школы, интерната и детского сада. Военное лихолетье не минуло и маленький посёлок Тобол.
Железнодорожники имели бронь, но многие тобольчане уходили на фронт защищать Родину. Не менее сложной была работа и у железнодорожников Тобола. Они ежедневно встречали и провожали поезда, гружёные солдатами, военной техникой, углём, продовольствием, идущим на фронт. Все годы войны Тобол оставался тружеником фронта, через железнодорожное полотно которого проходило всё основное, так необходимое в то время снаряжение «Всё для фронта, всё для Победы!» а после Дня Победы Тобол встречал составы с воинами-победителями. Но, к сожалению, в Тобол не вернулось более 30 защитников Родины, которые остались на поле боя.
Послевоенный Тобол включился в мирный созидательный труд, залечивая раны, нанесённые войной. Понадобилась новая стратегия и тактика, чтобы обеспечить людей всем необходимым - жильём, продуктами питания, строительным материалом, медицинским обслуживанием и прочим. В кратчайшее время решить все эти проблемы было очень трудно, поэтому люди удовлетворялись минимальными условиями для жизни.
Послевоенный Тобол - это разбросанные на большой территории землянки, отсутствие дорог, зелёных насаждений, озабоченный послевоенными трудностями народ.
Зато остались маяками в детской памяти двухэтажная школа, высокая водонапорная башня, железнодорожный вокзал с большим наплывом людей, и, змейкой, идущие от вокзала и уходящие к горизонту железнодорожные линии, по которым непрерывно проходили поезда.
В 50-е годы в Тоболе не было крупных промышленных предприятий, кроме железной дороги с её службами и пунктами хранения государственного запаса зерна, а малые предприятия не могли решать проблемы экономического и социального развития посёлка. Когда тобольчане в 1954 году встречали железнодорожные составы с первоцелинниками, они не представляли себе, что целинная эпопея всколыхнёт всю жизнь не только Тобола, но и всего Казахстана.
Существующим и вновь организованным совхозам нужны были строительные материалы, сельскохозяйственная техника, удобрения, продукты питания, товары народного потребления, помещения для хранения зерна. Эти задачи могли решить специализированные организации, расположенные рядом с железной дорогой. Так в Тоболе появились крупные предприятия: элеватор, оптовая база, «Сельхозхимия», «Сельхозтехника», хлебозавод и др.
станция Тобол
Строительство станции Тобол стартовало в июле 1939 года. В этот же период пришли первые переселенцы, вбили первый колышек, вырыли первый колодец. На повозках, запряженных лошадьми, люди возили землю для железнодорожной насыпи. Ветер хлестал в лицо, колеса застревали в вязкой глине, не всегда слушались от усталости лошади. Но, наперекор всему, люди работали, понимая, что от их труда зависит строительство железной дороги. Строителям надо было в кратчайший срок в степи, в условиях бездорожья и сырого климата, по существу на голом месте создать материально-техническую базу, открыть каменные и балластные карьеры, отсыпать около 14 млн. кубометров грунта и уложить 806 км. главного пути.
Правительство поставило жесткую задачу: уже к концу 1939 года открыть рабочее движение поездов на участке Акмолинск-Карталы.
Лето 1939 года считается Днем рождения станции и поселка Тобол. Строилась станция на местности болотистой, покрытой местными озерами. Строить путь помогали сельчане, бригадами работая на отсыпке путей.
Своим географическим положением Тобол обязан тому, что поезда шли на паровозной тяге, и многие могли пройти расстояние лишь 120-140 км. без набора угля и воды. Поэтому станция и стала располагаться именно здесь: на расстоянии 142 км. от станции Карталы и 147 км от станции Кушмурун.
13 октября 1941 года на станции Красивая (между Есилем и Кушмуруном) было уложено последнее звено железнодорожного полотна. И уже 14 октября через Тобол прошел первый состав.
Новая линия Акмолинск-Карталы, а значит и Тобол, во время ВОв приобрела особое оборонное значение. Карагандинский уголь должен был идти без задержки на Урал и следовать в другие регионы страны. Для этого было необходимо повысить пропускную способность дороги.
По окончании войны на повестку дня встал вопрос о скоростном строительстве вторых путей линии Акмолинск-Тобол. Станция и ее люди-труженики способствовали восстановлению разрушенного войной хозяйства. Особенно большой размах в техническом перевооружении железнодорожного транспорта произошел в шестидесятые и в последующие годы: построено новое электровозное депо, пост электрической централизации, огромный элеватор, началось строительство пятиэтажных зданий, в которых получили квартиры жители поселка.
Быстрыми темпами развивался железнодорожный узел станции Тобол. И сегодня он является станцией первого класса, с высокой пропускной способностью, узлом пяти направлений.
На станции установлено новейшее оборудование, компьютерная система автоматизации рабочих мест. Здесь трудились и трудятся замечательные люди, образуя преемственность поколений и династии в деле железной дороги. И каждый из них вносит свой посильный вклад в развитие станции, изо дня в день отдавая силы такому непростому труду.
150-я стрелко́вая И́дрицко-Берли́нская о́рдена Куту́зова диви́зия
150-я стрелко́вая И́дрицко-Берли́нская о́рдена Куту́зова диви́зия — воинское соединение РККА, принимавшее участие в Великой Отечественной войне. Период боевых действий: с 12 сентября 1943 года по 9 мая 1945 года.
30 апреля 1945 года части дивизии совместно с частями 171-й стрелковой дивизии штурмом овладели Рейхстагом.
Сформирована в период с 8 по 17 сентября 1943 года в составе 34-й армии в районе Старая Русса на базе 127-й, 144-й и 151-й отдельных стрелковых бригад [2].
С 5 сентября 1943 года включена в состав 96-го стрелкового корпуса 34-й армии. C 12 сентября прикрывала Ильменское и Старо-Русское направление Северо-Западного фронта.
11 ноября 1943 года на основании приказа 34-й армии переброшена по железной дороге на станцию Великие Луки, где вошла в состав 6-й гвардейской армии 2-го Прибалтийского фронта. Позже вошла в состав 3-й ударной армии. В составе этих соединений прошла боевой путь от Невеля до Берлина.
22 апреля 1945 года в ходе Берлинской наступательной операции дивизия приняла от Военного Совета 3-й ударной армии знамя № 5[3], одно из девяти специальных знамён, предназначенных для водружения над рейхстагом. В ходе боя за Рейхстаг штурмовой флаг 150-й дивизии был установлен над главным входом в здание лейтенантом Рахимжаном Кошкарбаевым и рядовым Григорием Булатовым. В последующем подобные знамена были установлены в разных частях здания, в том числе Знамя Победы, водружённое на куполе Рейхстага воинами 756 стрелкового полка дивизии: Алексеем Берестом, Михаилом Егоровым и Мелитоном Кантария. Сокращённое наименование дивизии указано на Знамени Победы.
По окончании Великой Отечественной войны дивизия вошла в состав Группы советских войск в Германии. В декабре 1946 года дивизия была расформирована.
После войны
После войны вернулся домой в Курская обл., Валуйки. В 50 годы переехали в Казахстан, Костанайская область, станция Тобол.