
Николай
Федорович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Родился 18.02.1918г. в деревне Бездежи Сонковского р-на Калининской (Тверской) области.
С 1939 по 1940 г. служил в армии по призыву в Хасанском р-не Приморского края в инженерно-строительных войсках.
С января 1941г. служил в Дорожном отделе милиции на октябрьской железной дороге в г. Ленинграде. (Финляндское отделение) в должности рядового милиционера.
После прорыва блокады в январе 1943г. охранял эшелон с грузами идущими через “Коридор Смерти” с большой земли в Ленинград.
Осенью 1943 г. переведен в первый полк МГБ который в основном занимался борьбой со шпионами, диверсантами и бандитскими группировками на дороге жизни.
В 1954г. переведен в линейный отдел МВД Финляндского отделения Октябрьской железной дороги на должность старшего оперуполномоченного.
в 1960г. уволен на пенсию по состоянию здоровья и в связи с выслугой лет.
С октября 1960г. работал на Северном заводе в должности стрелка военизированной охраны.
Боевой путь
Воспоминания
Личные воспоминания
Воскресенье. 1941 год 21-00. День выдался чудесным, погода всех радовала так как до этого дни были дождливые и прохладными.
Проживающие близ Финляндского вокзала не дожидаясь движения городского транспорта стали приходить на вокзал для того, чтобы выехать за город отдохнуть, и уже с первым городским транспортом стали приезжать жители дальних улиц и районов города, а к 7-и часам вокзал был до отказа заполнен пассажирами, у билетных касс стояли громадные очереди, а пассажиры которые приобрели билеты, спешили на платформу к поезду, и все были в хорошем настроении.
Поезда в то время ходили паровые, вагоны были переполнены пассажирами, некоторые храбрые пассажиры вылезали на крышу вагона, чтобы быстрей уехать за город на отдых.
Примерно около 12-и часов вдруг неожиданно для тех кто не успел уехать и находившихся в пути на вокзал городского транспорта, диктор по радио объявил печальную весть о вероломном нападении гитлеровских войск на нашу любимую родину.
Прослушав сообщения пассажиры стали расходиться с вокзала по домам, за город больше никто не поехал, те кто уехали раньше и узнали о печальной судьбе, также стали возвращаться, задумавшиеся шли с поездов с поникшими головами.
Начались изнурительные долгожданные дни победы.
Проживающие за городом рабочие, служащие и учащиеся, каждое утро по прибытию поездов на вокзал собирались у репродукторов, слушали оповещения информ-бюро, но вести с фронта поступали печальные, наши войска после ожесточенных боев оставляли города и населенные пункты, как было это для всех печально, но мужество, стойкость и надежда на победу наших доблестных войнов над гитлеровскими захватчиками никто не терял. Были одни мечты и разговоры - Мы победим! Вскоре началась всеобщая мобилизация мужчин.
Отправка на фронт проходила в торжественной обстановке на Финляндской товарной станции собирались защитники родины. Их провожали матери, отцы, жены, дети, невесты, родственники и знакомые.
При отправке каждого эшелона с защитниками родины выступали ораторы.
Все желали быстрейшей победы и возвращения к семьям, родным и знакомым. Играл оркестр. При отходе поезда многие плакали. Когда произвели всеобщую мобилизацию враг подходил к городу Ленина.
В августе стали появляться над городом вражеские самолеты, сбрасывали зажигательные бомбы.
Началась эвакуация заводов, оборудования. Создавались на предприятиях добровольные дружины, обучение шло в парках и на площадях.
Сентябрь месяц. Вражеские самолеты над городом стали появляться чаще, также сбрасывали зажигательные и фугасные бомбы. На крышах зданий дежурили подростки. При поподании зажигательных бомб и возникновении пожара они тушили.
В один из сентябрьских вечеров было сброшено 2 бомбы напротив Финляндского вокзала - Площадь Ленина. Одна бомба попала в жилой дом. Взрывной волной в зданиях вокзала выбило стекла, в зале ожидания сорвало маскировку, в этот момент я находился на платформе вокзала, тут мне пришлось бегать в некоторые здания и выключать свет, а потом бегали к разрушенному зданию, оказывали помощь пострадавшим. С этого времени вражеские самолеты стервятники - так их называли в то время, почти ежедневно в вечернее время стали появляться над Финляндским вокзалом и часто сбрасывали бомбы.
В июле месяце памятнику Ленина стали подвозить строительные материалы и мешки с песком.
Памятник в то время находился от входа в вестибюль вокзала не далеко. Мешками с песком он был надежно укрыт.
В августе сообщили, что октябрьская железная дорога вражескими войсками отрезана. В это время в Ленинграде очень много стекалось народу при отступлении с Прибалтики, Белорусии и Ленинградской области, прибывал народ в город Ленинград. Эвакуация населения в первую очередь началась с приезжих. Отправляли по северной железной дороге, а позже стали через ладожское озеро водным путем. Враг не считался ни с чем, бомбил поезда и баржи с мирным населением.
Из воспоминаний военного времени (редакция сына).
Карточная система на продовольствие была введена буквально через неделю после начала войны. До начала ноября 1941г. милиционеров линейного отдела кормили в столовой при Финляндском вокзале по пайковому обеспечению и поэтому отец отдал свои карточки сестре, которая жила в поселке Александровский Сестрорецкого направления железной дороги, вместе с маленькой дочкой. Когда кормить в столовой перестали, отец остался без карточки и без продовольствия. Он отпросился на день со службы и пешком пошел с Финляндского вокзала в Александровскую, так как поезда уже не ходили. В это время был уже мороз и лежал снег. И вот голодный человек прошел за день зимой почти 50 км., если считать туда и обратно, с небольшой передышкой, где выпил кружку горячего чая с маленьким кусочком хлеба.
Зимой 1941г., когда личный состав отдела стал вымирать от голода, отца перевели с Финляндского вокзала дежурным милиционером на станцию Новая Деревня. И там ему повезло.
Рядом находилась овощебаза, и как раз в это время та вскрыли две сплосных ямы в которые складывали верхние капустные листья еще с прошлогоднего урожая. Верхний слой был конечно полностью испорчен, но ниже листья были целые, хотя и с кошмарным склосным запахом. Из этих листьев варили щи и это было хорошим подспорьем к карточному хлебу.
Кроме того отец познакомился там с моей мамой, которая работала на станции дежурной по переезду через Ж.Д. Мать жила не далеко от станции Новая Деревня в деревянном доме. У них был свой большой огород, благодаря которому вся ее семья выжила в блокаду. И вот мама делилась с отцом пищей и помогла ему выжить.
С февраля 1943г., когда была запущена железная дорога через "Коридор Смерти" отец охранял ж.д. состав. Посты находились на открытых площадках товарных вагонов. Поезда часто останавливались и в обязанности милиционеров, охранявших составы, входили обход и осмотр составов. Однажды при такой остановке отец обнаружил магнитную мину с часовым механизмом, прикрепленную к цистерне с горючим. Он оторвал эту мину и понес ее в лес. Отойдя метров 50 от состава он положил мину за дерево и пошел обратно. Идти было тяжело, так как снег был очень глубоким, да и полуголодное состояние давало себя знать. Он успел отойти метров 15 от мины, когда она взорвалась и напрочь срубила дерево. Отец упал, но остался невредим. От смерти его отделяла всего 1 минута.
Несколько раз говорил с обидой в голосе. " Вот мы брали банды с одними наганами (штатное оружие милиционера), а у них и автоматы и гранаты. Сколько наших сотрудников остались бы живы, если бы у нас было другое оружие."