Усов Валентин Владимирович
Усов
Валентин
Владимирович
полковник / механик, воздушный стрелок, инженер-полковник
5.09.1924 - 3.11.2006

История солдата

Объектом особой памяти и гордости нашей семьи является мой дедушка - Усов Валентин Владимирович. Когда его не стало, мне было лишь 5 лет. Но я очень хорошо его помню. Столько любви и заботы он мне отдавал! Когда я сейчас уже знакомлюсь с его биографией, то не перестаю удивляться, сколько ему довелось испытать и при этом до конца жизни оставаться очень светлым, добрым человеком, любящим жизнь и людей. Родился он в 1924г. в семье кадрового офицера, штабс-капитана русской армии и дочери казачьего священника. Когда ему исполнилось 12 лет, отец погиб. В 1940г.,окончив восемь классов в Сталинграде, уехал на Урал учиться в горном техникуме на специалиста по разведке золота и платины. Там и застала его война. Осенью 1941-го он решил вернуться домой в Сталинград. Поступил в 10 класс и одновременно стал заниматься в аэроклубе. После выпускного вечера он получил повестку с направлением в Астраханское авиационное училище. В августе 1941-го принял первые бои в составе сводного курсантского полка под Сталинградом. Участвовал в Сталинградской битве, Курско-Белгородской операции. В составе 109-го гвардейского штурмового авиационного полка участвовал в Корсунь-Шевченковской, Берлинской, Пражской операциях. Летал в качестве воздушного стрелка на штурмовиках Ил-2, обслуживал их, будучи механиком. Немцы окрестили этот самолет "чёрной смертью". Жизнь пилота штурмовика считалась равной 4 атакам, а жизнь стрелка и того меньше- 2 атакам. У дедушки на счету 18 боевых вылетов. Два раза был сбит, с переломанными ногами отстреливался. Чудом выжил. В 2005-ом году дедушка был приглашен в Прагу на празднование 60-летия Победы. Его рассказ напечатан в журнале "Русское слово". Дедушка вспоминал, в ночь с 8-го на 9-ое мая он нес дежурство на аэродроме на Одре. Вдруг раздался звонок:"Победа!" Отовсюду бежали военные, разряжая оружие в воздух. Но вскоре командир полка Герой Советского Союза гвардии майор Солодилов, с которым мой дедушка до последних дней после войны был дружен объявил:"Прага еще не взята. Ребята, надо поработать". Вернулся дедушка с войны лишь в 1949г., служил в составе Центральной группы войск. В 1945г. окончил Военно-Воздушную инженерную академию им.Жуковского. Служил в стратегической авиации, принимал активное участие в создании ядерного щита нашей страны. Провел большое количество летных испытании, был одним из ведущих инженеров-испытателей ВВС. Полковник-инженер. Преподавал в Военно-политической академии им.Ленина. Награжден орденами:"Отечественной войны 1ст.", "Отечественной войны 2 ст.", дважды кавалер ордена "Красной звезды". Награжден 20 медалями, в т.ч. "За воинскую доблесть", "За боевые заслуги", "За победу над Германии", "За освобождение Праги", "Жукова","За взятие Будапешта", чешская награда "За боевое содружество". Уже сейчас я все больше понимаю, что поколение героических людей, среди которых был и мой дедушка, потомственный русский военный, Усов Валентин Владимирович делали историю великой страны. Беззаветно служа . Я горжусь его светлой жизнью, тем, что он навсегда со мной!

Регион Москва
Воинское звание полковник
Населенный пункт: Москва
Воинская специальность механик, воздушный стрелок, инженер-полковник
Место рождения Ставрополь
Годы службы 1942 1974
Дата рождения 5.09.1924
Дата смерти 3.11.2006

Боевой путь

Место призыва Сталинград
Дата призыва 1942
Боевое подразделение 109 Гвардейский штурмовой авиаполк
Завершение боевого пути Прага
Принимал участие Корсунь-Шевченковская операция, Берлинская операция, Пражская операция, Курско-Белгородская операция, Сталинградская битва
  • Сталинградская Битва, 709 сводный курсантский полк
  • Курско-Белгородская операция, 128 Гвардейский штурмовой авиаполк
  • 109 Гвардейский штурмовой авиаполк: 

    - Корсунь-Шевченковская операция

    - Берлинская операция

    - Пражская операция

  • Июнь 1942 - июнь 1949 - служба в действующей армии Центральной группы войск

Воспоминания

О днях войны

В начале войны стрелками сажали кого угодно - штрафников, пехотинцев, механиков, а потом стали готовить в специализированных школах. Там и летная подготовка, и теоретическая подготовка - все на высоком уровне. В полку стрелки тренировались в стрельбе по конусам. Я же аэроклуб закончил, вот на По-2 я эти конусы возил, а стрелки с наземных установок ШКАС по ним лупили пулями, покрашенными разной краской.
Если говорить о вооружении стрелка, то отказов у УБТ было много. Самое главное, перезаряжать его надо было вручную, а в полете не так-то просто это сделать. На Ил-10-ом пневматическая перезарядка.



Я хочу сказать, что и сам стрелял неплохо, но в конце войны встречи с немецкими истребителями были очень редкими. Всего я сделал восемнадцать боевых вылетов. Приходилось и на вынужденную садиться. В одном из вылетов зенитный снаряд пробил бензобак, и нам не хватило топлива дотянуть до аэродрома. Плюхнулись рядом, в подлесок, прорубив в нем солидную просеку и развесив на деревьях шланги топливной и масляной систем. Мне бронедверцей, которую мы никогда не закрывали, сломало ногу.



Один раз пришлось столкнуться с Ме-262. Мы тогда летали на Глогау. Город славился тем, что его никто никогда не брал, поскольку он был расположен на неприступном холме, окруженным рекой. Наши сходу взяли, перепились и их оттуда выбили. Тогда его обошли и отдали авиации. Наш полк делал туда несколько вылетов. На второй день мы пошли шестеркой. Я летел в экипаже майора Бавина. Над целью зенитки сбили самолет лейтенанта Серикова, другой сильно повредили, и он стал отставать. Мы шли предпоследними в строю. Я следил за отстающим, докладывал командиру. И вдруг, мелькнула молния - Ме-262. Срезал он отстающего. Я - стрелять, да куда там, ушел он.



Вторую ногу я тоже сломал при вынужденной посадке. Над нашей территорией в районе Владимира Волынска, когда мы с офицером связи перелетали на новый аэродром, из леса по нам открыли огонь бендеровцы. Двигатель повредили, и пришлось приткнуться в болото. Вот тут-то ногу я и сломал, а лейтенант остался цел. Решили, что я останусь у машины, в болоте, а он пойдет за помощью. Под вечер я все же решил дойти до деревушки, что была неподалеку, взял автомат. А надо сказать, что у меня был не только диск, но и в вещмешке россыпью еще около трех сотен патронов. Кое-как доковылял до деревушки. Причем, когда шел к ней видел людей, а когда ближе подошел - все исчезли. Пока добирался до хаты, пошел дождь. Стучу. Не открывают. Я стучу прикладом. Открыли. Хозяин, хозяйка и трое детей. Падают на колени: «Пан, уходи. Тебя убьют и нас убьют. Пожалей детей». Я уже идти не мог, пополз по огороду. Постучал в другую дверь прикладом. Открыли мужик лет 40 и парень лет двадцати: «Уходи, убьют нас». - «Куда я уйду? Давайте сено, я здесь лягу». Мне постелили сена, я положил пистолет за пазуху и отключился. Если бы меня хотели убить, то убили бы, но утром я проснулся живой. Оседлал я парня, и тот он меня дотащил обратно к самолету. Я ему сказал, чтобы он взял канистру, поскольку в деревне бензин был на вес золота, а в самолете он еще был. Налил я ему канистру, чем осчастливил, конечно… Трое суток я ждал, когда за мной приедут. Почти все патроны расстрелял. Днем никто не трогает, а ночью на тропке, что шла к самолету начинали двигаться какие-то тени. Я постреляю - они исчезнут, потом опять появятся. Только на третий день меня подобрали и отвезли в госпиталь. Нога распухла, но врач мне ее выправил.

В феврале 44-го я попал на фронт в 109 Гвардейский штурмовой полк. Сначала я был механиком самолета третьей эскадрильи, командовал которой старший лейтенант Милашенков. С ним я выполнил несколько тренировочных полетов в качестве стрелка. А потом меня перевели в звено управления, состоявшее из спарки УИл-2, У-2, самолетов Ил-2 командира полка, зам. командира полка, начальник воздушно-огневой службы и штурмана. Я был назначен механиком на самолет штурмана полка капитана Солодилова Макара Алексеевича. Его в это время в полку не было, поскольку он лечился после ранения. Когда же он вернулся, то был сильно раздосадован. Во-первых, самолет ему дали с деревянными консолями. В-вторых, мальчишку-механика. Он был значительно старше, и в дальнейшем мы с ним очень хорошо поладили. Он ко мне как отец относился, даже хотел свою дочку за меня замуж выдать. Надо тебе прямо сказать, что в работе механика многое зависит от взаимоотношений с летчиком. Если тебе не доверяют, ты долго не почувствуешь свою силу. Мне повезло с командиром, и уже на второй месяц я почувствовал себя уверенно, по летной норме. Хотя и бывали случаи, когда механиков переводили по их просьбе или по просьбе летчика, но надо сказать у нас в полку между летчиками и техниками были хорошие отношения, хотя единичные случаи пренебрежительного отношения к техническому составу все же были. Что самое трудное в работе механика? Самое трудное - это нести полную личную ответственность за самолет. Сейчас ответственность размазана на технико-эксплуатационную часть, а тогда механик головой отвечал за исправность самолета. Ответственность ложилась таким невыносимым грузом, что по мне лучше стрелком самому полететь, чем оставаться на земле и ждать возвращения экипажа. Особенно обострилось это ощущение после одного тяжелого случая. Я только принял самолет. Боевых действий полк еще не вел, а летчики ходили на полигон тренироваться, чтобы не потерять летные навыки. В тот вылет в небо поднялась девятка вместе с моей машиной. На наших глазах они встали в круг отбомбились и пошли на штурмовку. В этот момент я потерял из виду свою машину. Она должна была быть одной из двух, что заходили в этот момент в атаку. И вдруг у одной из них на правой плоскости происходит взрыв, и она как была в крутом планировании, так и вошла в землю. Это же явная неисправность! Моя или не моя?! Сердце упало… Я бегу к старту. Рядом бежит мой товарищ, бледный, как мел: «Моя машина!» И его жалко и сам рад. Что произошло? Вышла партия новых бронебойных фугасных снарядов. Настройка взрывателя была слишком тонкой и при выстреле мембрана взрывателя среагировала на воздушный поток. Снаряд взорвался в канале ствола, разворотив плоскость.

Награды

Орден "Отечественной войны 1-ой степени"

Орден "Отечественной войны 1-ой степени"

Орден "Отчечественной войны 2-ой степени"

Орден "Отчечественной войны 2-ой степени"

Орден "Красной звезды"

Орден "Красной звезды"

20 медалей, в том числе "За воинскую доблесть", "За взятие Будапешта", "За освобождение Праги", "За боевое содружество" (Чехословакия), "За боевые заслуги", "За победу над Германией".

20 медалей, в том числе "За воинскую доблесть", "За взятие Будапешта", "За освобождение Праги", "За боевое содружество" (Чехословакия), "За боевые заслуги", "За победу над Германией".

Фотографии

Усов Валентин Владимирович в начале войны

Усов Валентин Владимирович в начале войны

Испытательская работа

Испытательская работа

Фронтовая дружба с Молчановым В.Е., пронесённая через всю жизнь

Фронтовая дружба с Молчановым В.Е., пронесённая через всю жизнь

Фронтовое братство

Фронтовое братство

После войны

1955- закончил Военно-воздушную инженерную академию имени профессора Жуковского

1955-1958 - летная служба в стратегической авиации

1958 - 1968 - летно-испытательная служба в Государственном научно-испытательном институте ВВС имени В.Ушакова в качестве ведущего инженера-испытателя, начальника отдела

1968-1974 - преподаватель в военно-политической академии имени Ленина

1974-1986 - преподаватель в МИИГА

1986-2000 - ведущий инженер консруктор конструкторского бюро имени А.С.Яковлева

Однополчане

Солодилов Макар Алексеевич

Солодилов Макар Алексеевич

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: