Михаил
Григорьевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
В 1941г. окончил военную авиационную школу (вероятно, Челябинскую военную авиационную школу стрелков бомбардиров).
В ноябре 1941г. на базе Челябинской авиашколы бомбардиров был сформирован 685 ночной бомбардировочный авиаполк. Имел на вооружении самолеты Р-5. Командир полка- майор Бондаренко Петр Демьянович.
Полк вошел в состав ВВС 10 армии Западного фронта (штаб армии находился в Рязани).
Экипаж самолета Р-5: летчик младший лейтенант Исупов Степан Алексеевич, стрелок-бомбардир сержант Теплых Михаил Григорьевич.
17 ноября 1941г. экипаж на самолете Р-5 (№5 голубой) вылетел из Челябинска в Свердловск (Екатеринбург). 20 ноября- в Молотов (Пермь). 23 ноября в Казань. 29 ноября- в Арзамас. 02 ноября в с.Ирицы (Рязанская обл.). 05 декабря перелетел в г.Кораблино (Рязанская обл.).
06 декабря экипаж с 22-30 до 02-00 выполнял задание по бомбардировке скопления войск противника в районе Венев.
07 декабря с 02-30 до 04-30 вновь произвел бомбардировку противника в районе Венев.
09 декабря экипаж перелетел на аэродром Дягилево (Рязань) и возвратился в Кораблино.
10 декабря вновь перелетел в Дягилево. В тот же день совершил разведывательный полет по маршруту Горлово- Епифань- Сталиногорск. На Епифань были сброшены 6 авиабомб.
11 декабря разведывательный вылет по маршруту Епифань- Богородицк- Щекино- Узловая.
12 декабря экипаж возвратился из района Михайловки из-за плохих метеоусловий.
13 декабря перелетел с аэродрома Дягилево на аэродром Михайлов.
14 декабря- с Михайлов на Кораблино.
14 декабря с 20-55 до 23-55 бомбил войска противника в районе Теплая.
18 декабря с 11-38 до 14-15 участвовал в разведывательном вылете с бомбометанием.
19 декабря с 12-10 до 14-40 произвел разведку района Чернь- Троицкое- Чукино. В 13-07 с высоты 200м. бомбардировали колонну пехоты и автомашин в районе Чернь, сброшено 8 авиабомб АО-25.
20 декабря с 10-58 до 13-15 произвел разведку района Крапивино- Одоево. По причине плохих метеоусловий, задание выполнено частично. Над Крапивино обстрелян ружейным огнем. Самолет имеет до 20 пробоин.
24 декабря с 09-50 при плохих метеоусловиях производил разведку района Плавск- Горбачево- Чернь- Мценск- Белев- Арсеньево. По колонне автомашина на дороге Мценск- Чернево с высоты 1800м. сброшены 4 авиабомбы ФАБ-50. От зенитного огня самолет получил 3 пробоины, пробит винт. В районе Арсеньево обнаружил течь воды в моторе.В 13-08 произвел вынужденную посадку в Новопокровке, пополнил запас воды талым снегом. Взлетел в 13-26, в 14-00 выполнил посадку на своем аэродроме.
02 января 1942г. с 19-45 до 22-15 бомбил войска противника в районе Чипляево-Лесково.
03 января экипаж бомбардировал станцию Чипляево. Повторным вылетом бомбардировал автоколонну из Бельской на б.Каменку и из Калугово на Бельскую..
04 января с 18-15 до 20-45- станции Занозная, Чипляево- бомбил эшелоны противника.
К 14 января 1942г. сержант Теплых выполнил 18 боевых вылетов на самолете Р-5, из них 6 ночных.
Приказом от 16 февраля 1942г. награжден орденом Красного Знамени.
В конце марта 1942г. полк был передан в подчинение ВВС Западного фронта. Участвовал в Ржевско-Вяземской операции.
19 мая 1942г. выведен в резерв на переформирование. Был перевооружен на самолеты Ил-2. В тот период штурмовики Ил-2 были одноместной модификации. Стрелки-бомбардиры, входившие в состав экипажей были направлены в другие воинские части.
Группа стрелков-бомбардиров в которую входили: Друзь Борис Антонович, Галимов Закий Зинатович, Домнин Гурий Иванович, Опрокиднев Борис Константинович, Сапожников Валентин Павлович, Саутин Павел Тимофеевич, Теплых Михаил Григорьевич- была направлена в 511 скоростной бомбардировочный авиаполк. Личный состав полка с 18 мая 1942г. находился в Казани, в составе 9 запасного авиационного полка, готовя экипажи для других частей.
С 9 февраля по 10 марта полк на самолетах Пе-2 перебазировался в Петровск в 15 отдельный разведывательный запасной авиационный полк и приступил к прохождению программы по курсу разведывательной авиации.
21 апреля 1943г. стрелки-бомбардиры были назначены летнабами (летчиками-наблюдателями), им было присвоено звание младший лейтенант.
К 21 мая обучение было окончено. Полк преобразован в 511 отдельный разведывательный авиаполк. Командир полка майор Бабанов Анатолий Александрович. На вооружении полк имел самолеты Пе-2.
Со 02 по 04 июня перебазировался на аэродром Воронеж и вошел в состав 5 воздушной армии. 19 июля 1943г. приступил к выполнению боевых задач по воздушной разведке с аэродрома Чернянка. Вел разведывательную работу в интересах войск Степного фронта, участвовал в операциях на Белгородском и Харьковском направлениях.
04 августа экипаж самолета Пе-2: летчик младший лейтенант Берзин Андрей Петрович, штурман мл.лейтенант Теплых Михаил Григорьевич и стрелок-радист ст.сержант Токарчук Григорий Ефимович- обнаружил колонну из 300 автомашин по дороге из Грайворон на Борисовку, передвижение 4 эшелонов.
06 августа Михаил Григорьевич и стрелок Токарчук в районе Харькова отражали атаки 12 вражеских истребителей, пока пилоту не удалось уйти в облачность.
13 августа экипаж обнаружил мотомехколонну с танками и артиллерией до 350 единиц.
17 августа зафотографировал площадь 360 кв.км. на участке Ольшаны-Харьков.
К 24 августа 1943г. младший лейтенант Теплых выполнил 27 успешных боевых вылетов.
Приказом от 03 сентября 1943г. был награжден орденом Отечественной войны II степени
09 сентября 1943г. экипаж самолета Пе-2 летчик Берзин Андрей Петрович, штурман Теплых Михаил Григорьевич и стрелок-радист Токарчук Григорий Ефимович не вернулся с боевого задания.