Николай
Андреевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Шрамко Николай Андреевич 1913 г.р. со своей семьей до войны проживал в хуторе Сладкое Яшалтинской волости Калмыцкой автономной области. Со своей супругой Александрой Ивановной они трудились в колхозе имени Р.И.Когановича. Николай Андреевич работал трактористом, пахал землю, сеял хлеб. У него было два сына Василий и Дмитрий.
Весной 1941 года, в апреле был призван в ряды Красной Армии.
Боевой путь начался у Николая Андреевича с первых дней Великой Отечественной войны. Воевал на Северо-Западном, Воронежском, 1-ом Украинском фронтах. Он проходил службу в качестве шофера спецмашины ВМЗ в батальоне аэродромного обслуживания авиаполка (БАО).
Батальоны аэродромного обслуживания входили в состав авиационного тыла. Главной задачей было обеспечить боевую готовность авиации. Части авиационного тыла занимались подготовкой аэродромов, строительством взлетно-посадочных полос, доставкой горючего, боеприпасов, обеспечением работы штаба, связи и многим другим. Их работа была очень важна и необходима для фронта.
В ходе войны аэродромы боевой авиации часто перебазировались, меняли свою дислокацию. Инженерам, строителям, автомобилистам, связистам нужно было готовить большое количество аэродромов, складов горючего и боеприпасов. Перемещение авиационных частей производилась автомобильным транспортом. Железные дороги в прифронтовых районах не работали. Автомобильным колоннам приходилось преодолевать сотни километров. Зимой в лютую стужу, метель, заносы на дорогах; осенью с непрерывными дождями, туманами и непролазной грязью на дорогах батальоны аэродромного обеспечения перевозили грузы. Упорно, настойчиво, тяжело автомобильные колонны продвигались вперед, выполняя задачи фронта.
Основные базы с горючим и боеприпасами находились в десятках километрах от передовых аэродромов. Отдельным батальонам приходилось обслуживать два или даже три авиаполка на двух-трех аэродромах. Гитлеровцы стремилось парализовать советскую авиацию, не дать ей возможности подняться в небо. Поэтому аэродромы и базы снабжения авиации подвергались интенсивным налетам вражеских бомбардировщиков. Шоферы автомобильных подразделений армии днем и ночью под огнем противника подвозили боеприпасы и горючее. На аэродромах, помогая техническому составу готовить самолеты к очередным боевым вылетам, водители спецмашин боролись за экономию каждой минуты. Они старались как можно быстрее и лучше обслужить самолеты. Даже раненые не покидали своего поста.
Так, 20 сентября 1943 года во время крупного налета вражеской авиации на аэродром в районе населенного пункта Гоголево Полтавской области от бомбежки и обстрела загорелся бензовоз, который находился рядом со спецмашиной Николая Андреевича Шрамко. Не смотря на угрожающую опасность, не считаясь с ранением, полученном при бомбежке, он подполз к машине, завел мотор и вывел ее из зоны обстрела в безопасное место. Тем самым сохранил свою машину. А это было важной задачей держать доверенный транспорт в постоянной готовности к работе, не допускать его потери или вывода из строя. За проявленное мужество Николай Андреевич Шрамко был награжден медалью «За отвагу» (Приказ №046/н от 12.03.45г. 2-я Воздушная Армия)
За время службы в годы войны ему было вынесено множество благодарностей за образцовое и добросовестное выполнение заданий, командиры отмечали его высокую работоспособность.
Победу встретил недалеко от Дрездена, город Баутцен. 24 октября 1945 года он был демобилизован. Вернулся домой в село, где его ждала семья.
После войны родились дочь Мария и сын Иван.
Николай Андреевич продолжал трудиться в колхозе механизатором. Николай Андреевич был исключительно честным и добросовестным человеком. Его трудолюбие и ответственность не раз отмечалась трудовыми наградами. Он был отмечен медалью «За освоение целинных земель», поездкой на Всероссийскую сельскохозяйственную выставку в Москву. За самоотверженный труд он награжден Орденом «Знак Почёта», медалью «За трудовую доблесть».
Ушел из жизни в августе 1988 года.
В нашей памяти Николай Андреевич остался удивительно скромным, добрым человеком. Пережитые военные годы, тяжелый сельский труд c юности до последних дней, жизненный путь его не был легким, но Николай Андреевич оставался светлым человеком с неунывающим взглядом и доброй улыбкой.
Память ему и наша любовь.