Шелгинских Константин Петрович
Шелгинских
Константин
Петрович
краснофлотец / Воинская часть КТЩ-421 7 ДКТЩ
Дата рождения: 1910

История солдата

Описание подвига: Краснофлотец Шелгинский за время своего пребывания в 7 ДКТЩ МОВРа БЕ-Ора СФ с апреля 1942 года показал себя дисциплинированным, трудолюбивым, знающим отлично свою специальность краснофлотцем. Пользуется большим авторитетом среди всего личного состава отряда.
За время одного судоремонта 1942-1944 годов добился отличных показателей в труде. Внес рационализаторское предложение по переделке кормовой палубы под тральную лебедку, что дало экономию в 2500 рублей. Материальная часть в период летней навигации 1944 года всегда содержалась в отличном состоянии. 
В период зимнего судоремонта 44-45 г.г. добился отличных показателей в ремонте. Отремонтировал катер раньше установленного срока на 27 дней. 
За период службы выполнял задания по тралению ФВК Архангельского и Молотовского районов.
 

Регион Архангельская область
Воинское звание краснофлотец
Населенный пункт: Няндома
Воинская специальность Воинская часть КТЩ-421 7 ДКТЩ
Место рождения Архангельская обл., Няндомский р-н, д. Бряшниха
Годы службы 1941 1945
Дата рождения 1910

Боевой путь

Место призыва Няндомский РВК, Архангельская обл., Няндомский р-н
Дата призыва 21.07.1941
Боевое подразделение КТЩ-421 7 ДКТЩ МОВР БелМОР СФ 34 ОБ. С. Б. ОВР БВФ ДТЩ 421 отр. кат. ТЩ АОВР КТЩ-421 7 ДКТЩ
Завершение боевого пути 34 ОБ. С. Б. ОВР БВФ, ДТЩ 421 отр. кат. ТЩ АОВР

Краснофлотец на катере-тральщике в дивизионе катеров тральщиков на Беломорский северном флоте  с 1941г по 1945г


 

Воспоминания

Брат дедушки

По изучению архивов я смогла немного оживить история деда.
Служил он на катере тральщике. И почитав историю этих кораблей, поняла, насколько опасной и трудной была эта работа.
"" Дядя Костя тоже воевал, в годы Великой отечественной войны был военным моряком, был ранен, вследствие чего вернулся с войны больной. Ему порекомендовали уехать в Казахстан, чтобы подлечиться. Он и уехал туда с женой Марией и детьми. Но вскоре после переезда он умер, и Мария с детьми вернулась обратно" .( Из воспоминаний моей тети Насти, приходящейся племянницей Константину Петровичу).




Цель катеров-тральщиков это мины.
В составе Российского Военно-Морского Флота особое место занимают корабли противоминной обороны — тральщики.
Этот класс судов включает большое семейство минно-тральных сил флота. По решаемым задачам, районам плавания и кораблестроительным элементам тральщики делятся на морские, базовые, рейдовые и катерные. Морские тральщики предназначены для действий в удаленных районах океана, базовые и рейдовые — в прибрежных водах и гаванях, катерные — в прибрежных водах, реках и закрытых водоемах (озерах). Все они, «пахари моря», очищают своим оружием — тралами — голубые дороги для военных кораблей и гражданских судов от мин.
Особая роль в этом нелегком труде принадлежит катерам-тральщикам.
Опыт первой мировой войны так и не был оценен по достоинству. Несмотря на крупные потери, понесенные флотами воюющих держав от минного оружия, период между двумя мировыми войнами не ознаменовался интенсивным созданием противоминных кораблей. Все свои силы государства направили на строительство мощных боевых единиц: линкоров, авианосцев, крейсеров, эсминцев… Очень скоро забылось, что эти монстры иногда подрываются на выставленных противником минах, даже гибнут вместе с экипажем или месяцами вынуждены простаивать в закрытых базах на бочках и якорях из-за того, что в море их могут ждать мины.
И все же в небольших количествах тральщики строились. В нашей стране лишь после создания необходимых условий (подъем экономического и промышленного потенциала) смогли приступить к строительству специальных кораблей пр. 3, 53, 58 и 53У. Это были эскадренные и базовые тральщики. О катерных тральщиках, «гадких утятах» флота, речь и не шла. Пример неудовлетворительного состояния этого подкласса кораблей можно взять из книги Ю.В.Ладинского «Военная вахта»: «…Часа три мы ходили по причалам, осматривая стоящие на приколе и поднятые на бетонные стенки различные мелкие суда и катера, которые считались непригодными для плавания. Адмирал, как заправский хозяин, чуть ли не ощупывал каждый из них, стучал по обшивке, дергал рулевые тяги, поворачивал штурвалы, спускался в подпалубные помещения. Я тогда грешным делом подумал: зачем копаться в этом старье? И, будто угадав мои мысли, адмирал сказал: «Война будет долгой. А у нас не хватает тральных средств. Здесь же стоит вон сколько вполне приличных корпусов. Подремонтировать, дооборудовать, и будут катера-тральщики…» (М.: Воениздат, 1983). Время подтвердило его правоту. Балтийцы ввели в строй немало этих «непригодных» катеров, и они хорошо трудились на море как малые тральные средства. ( из интернета modelist-konstruktor.com/v-mire-modelej/ix-cel-miny-katernye-tralshhiki)
И вот на таком из катеров тральщиков и служил мой дед. Если представить, что сам по себе катер небольшой, вода в море ледяная. От разрывов летели и осколки, и обливались ледяной водой...

Награды

Медаль «За боевые заслуги»

Медаль «За боевые заслуги»

Описание подвига: К/флотец Шелгинский за время своего пребывания в 7 ДКТЩ МОВРа БЕ-Ора СФ с апреля 1942 года показал себя дисциплинированным, трудолюбивым, знающим отлично свою специальность краснофлотцем. Пользуется большим авторитетом среди всего личного состава отряда. За время одного судоремонта 1942-1944 годов добился отличных показателей в труде. Внес рационализаторское предложение по переделке кормовой палубы под тральную лебедку, что дало экономию в 2500 рублей. Материальная часть в период летней навигации 1944 года всегда содержалась в отличном состоянии. В период зимнего судоремонта 44-45 г.г. добился отличных показателей в ремонте. Отремонтировал катер раньше установленного срока на 27 дней. За период службы выполнял задания по тралению ФВК Архангельского и Молотовского районов.

Медаль «За оборону Советского Заполярья»

Медаль «За оборону Советского Заполярья»

Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»

Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»

После войны

Был ранен, вследствие чего вернулся с войны больной. Ему порекомендовали уехать в Казахстан, чтобы подлечиться. Он и уехал туда с женой Марией и детьми. Но вскоре после переезда он умер, и  Мария с детьми вернулась обратно" .( Из воспоминаний моей тети Насти, приходящейся племянницей Константину Петровичу). 

Автор страницы солдата

История солдата внесена в регионы: