Щепенников Яков Иванович
Щепенников
Яков
Иванович
генерал-майор / Военный инженер 1 ранга
3.07.1901 - 1991

История солдата

ЖЕЛЕЗНЫЙ ГЕНЕРАЛ

  В преддверии дня Победы хочу познакомить земляков с судьбой удивительного человека Якова Ивановича Щепенникова – самородка сурковской земли, прошедшего путь от кочегара до генерал-майора технических войск. Благодаря своим недюжинным способностям и твердой воле он вырос в крупнейшего специалиста по военным сообщениям, умел организовать и поднять людей на решение, казалось бы, невыполнимых задач. Его образцовое служение Родине отмечено орденами Ленина, Отечественной войны I-ой степени, Красной Звезды, тремя орденами Красного Знамени, медалями за оборону Ленинграда, Сталинграда и другими наградами.

  Родина генерала – деревня Бавленское. Здесь 3 июля 1901 года Яков Иванович появился на свет. Отец его учительствовал в местной школе, мама занималась детьми – их в семье было семеро. Жили бедно. Незадолго до Первой мировой Щепенниковы решились на переезд в Череповец в поисках лучшей доли для наследников. Яшу устроили в Александровское техническое училище, что было большой удачей для крестьянского сына. Но вскоре началась война, и для семьи наступило время суровых испытаний. Отца забрали в царскую армию. Спустя два года от непосильных тягот, свалившихся на женские плечи, умерла мать Якова. Неокрепший подросток надрывался кочегаром у пароходной топки и подрабатывал на лесопильном заводе, чтобы прокормить братьев и сестер. Вскоре со службы отпустили отца, но и ему не удавалось выправить положение семьи. Выжили лишь благодаря тому, что после революции начали получать раз в сутки горячее питание на пятерых младших детей.

  После окончания училища паренек уехал в Астрахань, устроился масленщиком на пароход. В 1919 году записался в ряды рабочих батальонов и участвовал в боях с белогвардейцами, пока не подхватил тиф и малярию. Оправившись от болезни, Яков вернулся на родину. Непродолжительное время он трудился в конторе парового и непарового флота в Череповце. Затем вместе с семьей отца юноша перебрался в Петроград. Первое время работал грузчиком в порту и слесарил, а вскоре был зачислен на рабфак Ленинградского технологического института. В 1922-ом Яков Иванович добровольно вступил в Красную Армию, окончил военное железнодорожное училище и несколько лет трудился в органах военного сообщения Самары и Оренбурга. В 1933-ем Щепенников, выпускник Военно-Транспортной Академии, был переведен на службу в Генеральный Штаб.

  Где бы ни находился Яков Иванович, повсюду его выручала смекалка, присущая народным умельцам. Как-то за одни сутки он выполнил работу, на которую по докладу начальника оперативного отдела, требовалось как минимум десять дней, за что от маршала Шапошникова получил очередное звание. В канун нового 1940 года указом Президиума Верховного Совета СССР Яков Иванович был представлен к своему первому ордену, о чем в праздничном выпуске сообщила газета «Известия».

  Великая Отечественная война застала нашего героя в Ленинграде, где он возглавлял кафедру эксплуатации железных дорог в родной академии. В начале июля 41-го Яков Иванович получил назначение в Штаб Северо-Западного направления. Однажды, находясь у главкома Ворошилова в Смольном в должности начальника военных сообщений, он предупредил маршала о том, что пять дивизий, следующих к Ленинграду, прибудут на трое суток позднее, нежели указано Генштабом. На что ему был задан только один вопрос, ручается ли он головой за правильность своего сообщения. Поручился и оказался прав. Всякий раз при решении задач Щепенников кропотливо изучал обстановку, быстро улавливал ее суть.

  С первых дней войны на стальные магистрали вверенного Якову Ивановичу участка легла огромная нагрузка, связанная с мобилизацией войск, перебазированием промышленности и эвакуацией населения в восточные районы страны. Под массированными ударами вражеской авиации железнодорожники проявляли подлинные чудеса, доставляя оружие и продовольствие в Ленинград.

  Из оперативной сводки Щепенникова Ворошилову и Жданову о положении на железных дорогах Северо-Западного направления: «В течение 21 августа 1941 года станция Гатчина - Варшавская, Балтийская и Балтийско - Товарная неоднократно подвергались воздушному нападению, артиллерийскому, минометному и пулеметному обстрелам. Все пути на станции разрушены. Связь порвана. Сгорела сенобаза и частично поселок. С 16.00 все три станции Гатчины покинуты железнодорожниками. Оставлены два пассажирских вагона из-за невозможности вывезти их по разрушенным путям. 20 августа около 20.00 со станции Сиверская был отправлен эшелон с эвакуированным имуществом ВВС (авиабомбы, походные мастерские). При выходе со станции Суйда паровоз был подорван миной. Начальник эшелона, идя к хвосту поезда, услышал немецкую речь и, решив, что поезд ему не спасти, отдал команду поджечь его. Для разгрузки участка 21 августа утром был отправлен восстановительный паровоз, но дойти до сгоревшего эшелона не смог ввиду обнаруженных мин. Возвратившись в Гатчину и захватив с собой подрывников, он вновь отправился к эшелону. Не дойдя до него, был подбит артснарядами. На 21.00 оба поезда находятся на перегоне. Имеются убитые и раненые».

  Бомбежки сильно затрудняли работу железных дорог, приводили к немалым потерям. Однако паники среди ее служащих не возникало. Они противопоставили натиску врага организованность и самообладание. Повреждения путей быстро устранялись и движение поездов восстанавливалось.

  С началом блокады Щепенникова назначили уполномоченным Военного Совета Ленинградского фронта и, как человека, способного взять на себя ответственность и принять смелое решение в напряженный момент, направили, пожалуй, в самую горячую точку транспортного обеспечения – Волховстрой. Заведуя на пристани Гостинополье огромным временным складом продовольствия, он в считанные часы мог обеспечить погрузку 30 самолетов ЛИ-2 для отправки в Ленинград. Когда немцы перешли в наступление на Тихвин, создалась угроза потери 25 тысяч тонн продуктов питания. По приказу Якова Ивановича их немедленно начали грузить в вагоны, чтобы спасти. В это время Щепенников получил приказ в трехдневный срок опорожнить поезд и сдать его для отправки в Вологду. Не подчиняясь вышестоящему руководству, генерал продолжил начатое. Далее поступило не только подтверждение приказа, но и предупреждение о том, что в случае невыполнения он будет отдан под суд. Но и тут Якову Ивановичу удалось убедить командование в несвоевременности решения. Гостинополье было занято врагом, но ни один килограмм груза, предназначенного для ленинградцев, не был потерян.

  Таким же он был и в Сталинграде, куда был направлен в апреле 42-го. Занимая должность начальника передвижных войск Юго-Восточной железной дороги, работал под непрерывными бомбежками, не спал по несколько суток, чтобы единственная линия Поворино – Сталинград действовала непрерывно. «Несмотря на частые налеты вражеской авиации на железнодорожные участки, особенно узел Коростень, - повествует наградной лист, - тов.Щепенников, рискуя жизнью, обеспечил доставку в срок для 1-го Белорусского фронта трех тысяч оперативных эшелонов, пятнадцать тысяч вагонов боеприпасов, тысячу двести цистерн с горючим, двадцать одну тысячу вагонов с продовольствием. Благодаря личному руководству и постоянному контролю за работой железной дороги потерь грузов от воздействия вражеской авиации не было».

  26 августа 42-го года Яков Иванович получил тяжелое ранение и на самолете командующего фронтом был направлен лечиться в саратовский госпиталь. После выздоровления он вновь на рельсах войны, до самой Победы. С апреля 45-го Щепенников работал заместителем начальника управления по восстановлению и использованию рек Польши и Германии. Спустя год он был назначен на должность начальника передвижения войск и уполномоченного Генерального Штаба при Юго-Западном округе железных дорог. Затем трудился в Министерстве Обороны.

  В 1952 году Яков Иванович вернулся в Военно-Транспортную академию. В возрасте 54 лет он сдал экзамены кандидатского минимума, защитил диссертацию, стал доцентом и возглавил кафедру. Им были написаны и опубликованы множество трудов. Не успокоился генерал и выйдя в отставку. Являясь членом организации военно-научного общества при киевском Доме офицеров, Щепенников вел беспрерывную работу. Не смогла сломить его и болезнь. В 72 года ветеран перенес инсульт, отказала правая рука. Но непривыкший сдаваться фронтовик упорно боролся с недугом, развивая заново утраченные функции, и одновременно продолжал писать научные статьи на машинке, печатая их пальцем левой руки. Он никогда не терял интереса к жизни и всегда старался быть ее активным участником. Умер неутомимый труженик в возрасте 90 лет.

Л.Цветкова, 2019 год.

Регион Вологодская область
Воинское звание генерал-майор
Населенный пункт: Череповец
Воинская специальность Военный инженер 1 ранга
Место рождения Череповецкий район, д.Бавленское
Дата рождения 3.07.1901
Дата смерти 1991

Боевой путь

Принимал участие Ленинградский и Сталинградский фронты
Госпитали Саратовский госпиталь

Награды

Ордена Красного Знамени, Орден Великой Отечественной войны 1 степени

Ордена Красного Знамени, Орден Великой Отечественной войны 1 степени

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: