Иван
Андреевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Окончил военное авиационное учебное заведение. В 1941г. стрелок-бомбардир звена 125 скоростного бомбардировочного авиаполка.
05 мая 1941г. полк перебазировался на аэродром Миньков.
22 июня 1941г. с аэродрома Миньков 27 самолетов СБ полка, ведомые командиром полка майором Кобец Александр Иванович, с высоты 1200м. бомбардировали аэродромы противника Рыгалы и Сернетка (район Сувалки). Посадка на аэродроме Н.Гудково. Экипаж Буйбарова- посадка Миньков.
23 июня 1941г. 18 экипажей совершили 27 боевых вылетов. Бомбардировали войска противника в районе Сапоцкин-Липск. Посадка- аэродром Солон.
24 июня 1941г.- 30 боевых вылетов на бомбардировку мотомехколонны противника в районе Пружаны, дороги Ивацкевичи- Картуз-Берёза. При бомбардировке аэродрома Солон был смертельно ранен майор Кобец. Командование полком принял капитан Алпатов Владимир Яковлевич.
Над целью огнем зенитной артиллерии был сбит один бомбардировщик СБ, еще три сбиты в воздушном бою истребителями противника. С боевого задания не возвратился лейтенант Щадных.
После возвращения в действующую армии направлен на курсы подготовки летчиков.
Работал вторым пилотом в 73 бомбардировочной авиадивизии авиации дальнего действия. Перегнал 5 американских бомбардировщиков В-25 Mitchell, полученных по ленд-лизу.
Награжден медалью «За оборону Москвы».
К августу 1944г. воевал в составе 890 тяжелого бомбардировочного авиаполка. Летал на бомбардировщике В-25 в составе экипажа подполковника Белкова Петра Егоровича, штурман майор Мартынов Мван Савельевич, радист старший сержант Бордзиловский Павел Кузьмич, стрелки старший сержант Мурадов Ослан Сулейманович и младший сержант Попов Сергей Степанович. Совершил 30 боевых ночных вылетов.
Приказом от 16 мая 1945г. старший лейтенант Щадных награжден орденом Отечественной войны I степени.
Награжден медалями «За взятие Кенигсберга», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
В 1947г. награжден медалью «За боевые заслуги», в 1955г.- орденом Красной Звезды, в 1957г.- орденом Красного Знамени.
Службу окончил: 18.04.1960г. полковник.
В честь 40-летия Победы награжден орденом Отечественной войны II степени.
Боевой путь
Воспоминания
Из воспоминаний Ваулина Дмитрия Петровича, в 1941г. курсанта.
Нашу летную группу, состоящую из десяти человек, отправили на аэродром Солон, который находился от лагеря в 10 километрах, и добираться до него нужно было все по той же дороге. Отвезли нас на машине и приказали помогать по охране и вообще чем сможем.
А надо сказать, что в предыдущие дни нам совсем не хотелось есть - от этих бомбежек и суматохи, нервной обстановки у нас пропал аппетит. Но когда мы приехали на этот аэродром Солон - жутко захотелось есть, а там в термосах были макароны, и мы их ели руками, потому что не было ни вилок, ни ложек… Но комарья там было столько, что я запомнил на всю оставшуюся жизнь. Мы, чтобы ночь скоротать и спастись от этих комаров, надели противогазы, отвинтили от коробки шланги - и в шинель. А утром помогали техническому составу подвешивать бомбы на "СБ", и самолете улетали на боевое задание.
Когда все самолеты, кроме, может быть, одного или двух, улетели и мы остались на аэродроме практически одни, сели на краю взлетного поля и залюбовались, глядя в небо:
- Ох, какая красивая девяточка идет! Наши, видимо, возвращаются.
А это были "Юнкерсы", и они как посыпали бомбы на наш аэродром. Мы - в лес, а лес там болотистый, земля под нами так и проседала, и не густой - только кустарники и мелкие деревья. Думали, далеко забежали, оказалось, всего метров пятьдесят от опушки. А эта девятка прошла дальше, отбомбилась по старым дорогам, развернулась и обратно.
Мы, когда выбрались из леса, видим, что на посадку идет самолет. Шасси у него выпущено, но одно колесо есть на вилке, а второго - нет. У нас же - ни флажков, ни ракет, мы никак не можем ему просигналить, предупредить, а он идет на посадку. Он сел и, конечно, полный капот сделал. Мы подбежали - оказалось и штурман, и летчик, и стрелок живы. У штурмана кабину разворотило, но сам он уцелел. Летчика мы вытащили, а стрелок сам выбрался - у него кинжальная установка, так что можно и снизу выйти.
Еще пара самолетов пролетела на восток, а остальные - нет. И я наверняка знаю, что их всех сбили, потому что в этом вылете участвовал и Иван Андреевич Щадных, который в последствии служил в нашем 890-м полку и рассказывал, как все было. Сам он тогда был штурманом, их подбили и он выпрыгнул из горящего самолета. Лицо у него обгорело сильно. (Потом он переучился на летчика и уже сам летал. Впоследствии он стал командиром экипажа, а потом инспектором дальней авиации.)
..."Б-25" - интересная машина. Изумительное приборное оборудование, кабинное оборудование хорошее. Моторы хорошие. Было три радиостанции, связь со стартовым командным пунктом. Была ультрафиолетовая подсветка. УФО облучался со штурвала, а на приборах светящийся циферблат. Очень удобная, хорошая штука. Хороший электрический автопилот. Хороший у штурмана прицел был. Самолет был очень прост в управлении. Отличное приборное оборудование, отличные моторы воздушного охлаждения, уже трехколесное шасси - не с хвостовым колесом, как на наших самолетах, а с передним колесом. Экипаж уже состоял из 6 человек: командир корабля, второй летчик, штурман, стрелок-радист и два стрелка.
...Мой первый самостоятельный полет в качестве командира корабля - на Ригу. Ко мне подсадили не моего штатного второго летчика, а такого же, как я: командира корабля, но не инструктором, а вторым летчиком. Он был уже опытный - Щадных Иван Андреевич. Пошли мы на Ригу с четырьмя пятисотками.
из книги Героя Советского Союза генерал-полковника Василия Васильевича Решетникова
(О послевоенной подготовке к полетам на Ту-4)
Мой инструктор — замечательный летчик, умница, скромный и добрый человек, капитан Иван Андреевич Щадных, успевший дать мне допуск не только с командирского, но, что было для меня самым важным, и инструкторского кресла.
Казалось бы, тот допуск не бог весть каких высоких достоинств — всего лишь разрешение на полеты днем в простых метеоусловиях по кругу в районе аэродрома. Но большего мы и не жаждали. Ко всему остальному, самому сложному, теперь пробьемся сами.