Иван
Алексеевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
85 отдельный моторизованный понтонно-мостовой батальон❤️
Призван на фронт 21.06.1941. А ушёл в армию 17 сентября 1939 года. Всю войну прошёл в составе 85 понтонно-мостового батальона. Шофёр-понтонёр. Дошедший до Берлина.
Очень радуюсь, что есть возможность в архивах найти много неизвестной ранее информации. Но в то же время очень жалею, что он не дожил до этих дней.. Ведь сейчас есть возможность не только узнать часть и дивизию, где воевали, но и отследить путь практически полностью. И дед никогда не узнает, что я нашла информацию и о его сослуживцах, командирах..Как бы ему было радостно слышать, что вот она информации, ничего не утеряно, всё задокументированно. Есть и о нем информация. О том, что он ,обычный шофёр-понтонёр, совершил подвиг при форсировании Днепра в октябре 1943 году. Под бомбёжками совершал рейды на своей машине, чтобы доставить необходимое оборудование для постройки понтона...
Дедуля вообще каким-то удивительно скромным человеком был. Мало о себе на войне рассказывал. Всё время говорил: « Ну я ж не в танке, не в самолёте». И рукой махал... Наводили мосты везде, где нужно было пройти армии. В морозы, ливни, холод и зной. Было сильное обморожение ног, едва не дошло до ампутации.. Участник знаменитой встречи на Эльбе...Удивительное дело: столько горя, бед выпало, а как ребёнок рассказывал , как «впервые негра увидел» среди американских солдат. Почему-то мне это запомнилось.
Несколько лет назад случайно услышала стихотворение поэта Алексея Суркова «Осторожно пощупал-кисет не промок», меня как током ударило... Это просто про него... И как точно сказано.
Он устало присел на подрубленный ствол Возле самого края обрыва.
А по мосту, который он за ночь навел, Горный полк проходил торопливо. Грохотали орудия разных систем, Шелестели по наледи шины.
Он сидел и курил и завидовал тем,
Кто ведет боевые машины.
Завивался и таял табачный дымок,
Как тепло задушевной беседы.
Он был плотник. И было ему невдомек, что за ним половина победы.❤️
Боевой путь
Батальон сформирован 10 сентября 1941г. в пос. Большой Янисоль (ныне Великая Новосёлка Донецкой области) из личного состава 11 и 16 отдельных моторизованных понтонно-мостовых батальонов.
Командир- капитан Масик Петр Исаакович, политрук Салищев Семен Иосифович.
14 сентября батальон полностью укомплектован личным составом. Занимается боевой подготовкой.
15 сентября получен приказ- произвести разведку р.Северный Донец на участке Ростов-на-Дону – Изюм.
22 сентября- приказ переехать в Талаковку под Мариуполем, с 24 сентября разместились в Талаковке.
7 октября- приказ о передислокации в хутор Бронницкий (Ростовская обл). С 9 октября в Бронницком. Проводится инженерная разведка рек Дон и Северный Донец.
13 октября- наладив переправу через р.Северный Донец переехали на левый берег в хутор Хрящевский. Началось строительство наплавного моста в районе хутора Апаринский. 26 октября закончили строительство.
30 октября передислокация в станицу Трехостровскую (Волгоградская обл), прибыли 4 ноября. Приступили к постройке моста через р.Дон. Распутица затрудняла ход работ. 18 ноября мост был закончен. Приступили к боевой подготовке. Взяты под охрану и на обслуживание несколько близлежащих мостов.
С 18 января 1942г. передислокация в г.Калач. С 22 января приступили к боевой подготовке.
В конце апреля передислокация в г.Каменск у р.Северный Донец.
В апреле численный состав батальона- командный состав 55 человек, младший нач.состав 105 человек, рядовых- 559 человек.
В конце мая- в станицу Краснодонецкая.
13 июля район дислокации батальона подверглась противником шестикратной бомбардировке.
15-16 июля батальон передислоцировался в район станицы Мелеховской.
18 июля 1942г. батальону предстояло навести переправу на р.Дон в районе станицы Мелеховская. 2 августа был построен мост через р.Кубань. Батальон оборонял переправу. Когда создалась угроза захвата моста, его подорвали.
12 августа 1942г. батальон вошел в состав Северо-Кавказского фронта.
С 20 августа батальон готовит заграждения в районе Лазаревская. В конце сентября совершает марш Лазарвеская- Сухуми, грузится в эшелоны и направляется в г.Тбилиси. 2 октября преодолевает Главный Кавказский хребет и 3 октября сосредотачивается в районе г.Грозный. Производится разведка мест наведения переправ и постройки мостов на горных реках.
3 января 1943г. ведется постройка моста через р.Терек в районе г.Моздок для наступавших на город танковой бригады. Батальон следует за наступающими частями, в готовности к наведению переправ в предполагаемых местах форсирования водных рубежей. С 8 января батальон сопровождал танковую бригаду, продвигавшуюся в направлении Минеральные воды- Ново-Георгиевск.
В конце января наши части вышли к р.Кубань, через которую батальон строит мост. В период с 10 по 20 марта батальоном построено 8 балочных мостов общей длиной 211 метров. Отремонтировано 40 километров дорог. Мост под грузы 35 тонн, длиной 127 метров через р.Протока в районе Сад Гигант был построен за 34 часа.
С 20 марта батальон строит плавсредства для десантных отрядов, действующих в Темрюкских лиманах.
11 июня батальон эшелонами отправляется до ст.Кашира. С 18 июня размещается в д.Лужники.
Совершает марш через Калугу в Козельск, с 9 июля в подчинении 11 гвардейской армии. За 10 дней построено 10 мостов через реки Жиздра, Рессета и Лавотянка.
С 20 июля- в подчинении 11 армии Брянского фронта. Отремонтировано и восстановлено 67 взорванных мостов. Проведено разминирование дорог, мостов и минных полей.
С 10 августа- в подчинении 50 армии, проводится подготовка к форсированию р.Десна. Построен понтонный мост и три балочных моста.
С 22 сентября в подчинении 61 армии. Совершив 800-километровый марш, батальон приступил к организации форсирования р.Днепр. 25 сентября в районе Дымарка наведен наплавной мост. 3 октября мост был разбит авиацией противника. Собрав паром, батальон продолжил переправу войск и боеприпасов.
30 сентября получен приказ- организовать десантную переправу у г.Любечь. В ночь с 30 сентября на 1 октября под огнем противника переправлено два полка пехоты с вооружением и боеприпасами.
В ночь на 4 октября организована десантная переправа в районе д.Змеи.
В ночь на 8 октября паромы переправляли танки и самоходную артиллерию. Во время занятия плацдарма на правом берегу р.Днепр, мосты разводились на день и, с наступлением темноты, собирались вновь.
После войны
После войны работал плотником, добрый и отзывчивый человек. Со своей любимой супругой Ириной Васильевной прожил в мире и согласии до самой её смерти в 2001 году. Воспитали и вырастили 5 детей и много внуков. Всю жизнь всем помогал и внуков учил тому же. Все мы его любили и очень уважали.
Войну вспоминал неохотно, но мы, внуки, пытались его разговорить. Говорил, что «жизня была тяжёла». Как-то больше о жизненных моментах войны рассказывал.
Всю жизнь хотел найти своего друга, с которым прошли бок о бок всю войну-Тысячного Антона Ивановича. Он тоже был шофёром в 85 батальоне. когда открыли архивы, дедушки уже не было в живых. Но мы, внуки, разыскали родственников сослуживца. Сделали второй штендер. И два бойца-Родин и Тысячный-вместе «прошагали» в «Бессмертном полку».