
Николай
Кузьмич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Мой дядя, Гвардии старший лейтенант Репин Николай Кузьмич, командир звена 2-й авиационной эскадрильи 14-го гвардейского истребительного авиационного Краснознаменного полка 8-й минно-торпедной авиационной Гатчинской Краснознаменной дивизии ВВС КБФ. Член ВКП(б) с 1943 года. Геройски погиб, защищая небо Балтики. Об этом я знал ещё с детства от моего отца (и его брата) - Репина Виктора Кузьмича. Через 27 лет после гибели его самолёт разыскали и 5 мая 1972 года гв.ст.лейтенант Репин Н.К. с воинскими почестями был перезахоронен на центральном кладбище Мемориал г.Лиепая(Латвия). Сейчас в г.Шахты есть улица, названная его именем.
Боевой путь
Репин Николай Кузьмич
20.10.1923 – 10.10.1944
Гвардии старший лейтенант Николай Кузьмич Репин – командир звена 2-й авиационной эскадрильи 14-го гвардейского истребительного авиационного Краснознаменного полка 8-й минно-торпедной авиационной Гатчинской Краснознаменной дивизии ВВС КБФ. Член ВКП(б) с 1943 года, партийный билет за № 6108254, выданный политотделом 9-й авиационной дивизии КБФ, найден через 27 лет после гибели пилота в кабине его самолета.
Николай родился в 1923 году в г. Шахты Ростовской области. С детских лет его тянуло в небо. Придя из школы, домой, он мастерил игрушечные самолеты и аккуратно развешивал их на стенах комнаты. Освободившись от домашних заданий, устремлялся на улицу и по нескольку раз переходил по качающемуся мосту, переброшенному через балку – вырабатывал равновесие, так необходимое будущему пилоту. Еще в школе он поступил в Шахтинский аэроклуб, а окончив школу, поехал учиться в Ейск – в авиационное училище.
Николай Кузьмич Репин по данным Центрального Военно-морского Архива (ЦВМА, г. Гатчина) учился в Ейском военно-морском училище, где 2 ноября 1941 года принял военную присягу, а в июне 1943 года окончил училище по курсу летчика, получил звание младшего лейтенанта. Молодой офицер был направлен в распоряжение Командующего Военно-Воздушными Силами Краснознаменного Балтийского флота, где получил назначение на должность летчика в 13-й истребительный авиационный Краснознаменный полк 9-й штурмовой авиационной дивизии ВВС КБФ.
23 марта 1944 года Приказом Командующего КБФ № 26, мл. лейтенант Н.К. Репин, лётчик 2-й АЭ 13-го ИАКП 9-й ШАРД награждён орденом Красного Знамени за то, что:
«В Отечественной войне принимает участие с августа месяца 1943 года. За это время произвел 48 успешных боевых вылетов на самолетах ЛАГГ-3ф и ЯК-1, из них: на сопровождение штурмовиков – 24, разведку – 10, штурмовку войск противника – 10, прикрытие своих войск – 4. Участвовал в 7 воздушных боях с истребителями противника. Сбил самолетов противника: лично – 2, в группе – 2.
В результате успешных штурмовок по войскам противника уничтожил 7 автомашин противника и повозок с грузами, до 50 солдат и офицеров, подавил огонь одной батареи ЗА.
При выполнении боевых заданий проявляет мужество и отвагу, разумную инициативу и находчивость. Выполняя задания по сопровождению штурмовиков, умелыми и грамотными действиями обеспечил сопровождение ИЛ-2 без единой потери с успешным выполнением боевых заданий штурмовиками.
14.09.1943 года, сопровождая 4 ИЛ-2 в составе четверки истребителей на бомбо-штурмовой удар по береговым батареям на Курголовском полуострове, на маршруте от цели в Финском заливе встретили 2 ФВ-190 и 4 Ме-109. Находясь в непосредственном прикрытии, не допустил ни одного истребителя противника к ИЛ-2 и, не смотря на численное превосходство, навязал им воздушный бой, в результате сбил 1 самолет в паре с ведущим.
28.09.1943 года, сопровождая 6 ИЛ-2 в составе шестерки истребителей на бомбо-штурмовой удар по береговым батареям противника на Курголовском полуострове, на обратном курсе встретили 19 самолетов противника типа «МОРАН» и 6 Фиат-50.
Самолеты противника пытались атаковать штурмовиков, но умелыми и решительными действиями тов. РЕПИН со своим ведущим капитаном ШАРОВЫМ не допустил истребителей противника к ИЛ-2 и смело навязал им воздушный бой, не смотря на четырехкратное превосходство на стороне противника.
27.10.1943 года, сопровождая 8 ИЛ-2 на бомбо-штурмовой удар по кораблям противника в районе острова Б. Тютерс в составе четверки истребителей, над целью встретили 4 ФВ-190, которые пытались атаковать штурмовиков и не дать возможности произвести бомбо-штурмовой удар. Тов. РЕПИН, находясь в непосредственном прикрытие, не допустил ни одного истребителя противника к ИЛ-2 и смело вступил в бой, результате которого лично сбил 1 ФВ-190. Задание было выполнено успешно.
За проявленные образцы мужества и отваги в боях с немецко-фашисткими захватчиками….
За успешное выполнение боевых заданий по штурмовке живой силы и техники пр-ка и за сбитые лично 2-х и в группе 2-х самолетов пр-ка…»
22 июня 1944 года Приказом Командующего КБФ № 54, лейтенант Н.К. Репин, командир звена 2-й АЭ 13-го ИАКП 9-й ШАРД награждён орденом Красного Знамени за то, что:
«За время участия в Отечественной войне с немецкими захватчиками совершил 82 боевых самолетовылета на самолетах «ЯК», провел 17 воздушных боев, в результате которых сбил лично 7 и в группе 3 самолета противника.
С момента последнего награждения орденом «Красное Знамя», с марта 1944 года совершил 29 успешных боевых самолето-вылетов на самолетах «ЯК», из них:
а/ на сопровождение самолетов ИЛ-2 – 25,
б/ на отражение самолетов противника – 4.
За это же время провел 8 воздушных боев с самолетами противника, в результате которых сбил лично 5 самолетов противника типа ФВ-190: 23 марта, 2 и 4 апреля и два 29 мая 1944 года.
В воздушных боях дерется смело и решительно, тактически грамотно используя летно-тактические и боевые качества своего самолета.
29.05.44 года, сопровождая 18 самолетов ИЛ-2 в составе 20-ти самолетов истребителей на бомбо-штурмовой удар по кораблям противника в Финском заливе, в районе цели встретили 10 ФВ-190. В завязавшемся воздушном бою, смелыми и решительными атаками тов. Репин сбил один самолет противника типа ФВ-190. Всего в этом бою наши летчики сбили 5 самолетов противника. Самолеты ИЛ-2, выполнив задание, без потерь возвратились на свой аэродром.
При повторном вылете в этот же день, сопровождая 17 самолетов ИЛ-2 в составе 17 истребителей, в Финском заливе встретили 24 самолета противника ФВ-190. В завязавшемся воздушном бою тов. Репин умелыми и дерзкими атаками сбил лично один самолет противника ФВ-190. А всего нашими истребителями в этом бою сбито 6 самолетов противника. Самолеты ИЛ-2, выполнив боевую задачу, возвратились на свой аэродром без потерь.
За личные сбитые 5 самолетов противника, мужество и отвагу, проявленные в боях с немецкими захватчиками…
За успешное выполнение 29 боевых вылетов по сопровождению самолетов ИЛ-2 на бомбоштурмовые удары по войскам и техники противника, сбитые лично 5 с-тов противника, проявленные мужество и отвагу в боях за Родину…»
10 октября 1944 года, гв. ст. лейтенант Н.К. Репин, не вернулся с боевого задания из района Либавы (Лиепая).
Из книги «В воздушных боях. Балтийское небо» А.И. Лашкевич: «Первый удар по кораблям противника в порту Либава состоялся 10 октября 1944 г. В этом вылете участвовал весь полк. Шестерка Як-9 под командованием начальника штаба полка гвардии майора Шарова вела разведку и после нее штурмовала зенитные точки. Две группы пикировщиков Пе-2 (первая — 11 самолетов, ведущий капитан К. Усенко, и вторая — 9 Пе-2, ведущий капитан А. Барский) прикрывались 30 истребителями Як-9. Над первой и второй группами было прикрытие: в непосредственном сопровождении по 6 Як-9 и по 4 Як-9 группы свободного воздушного боя. На 1000 метров выше всех шла так называемая группа сковывания, а замыкающими для фотографирования результатов бомбоудара шла четверка Як-9.
При подходе к Либаве погода заметно ухудшилась и перешла в сплошную облачность с высотою 2700–3000 метров. Ведущий бомбардировщиков принял решение — идти к цели под облачностью. На подходе к вражескому порту появились истребители противника. Первая пара ФВ-190 вынырнула из облачности и пошла в атаку на «петляковых». Навстречу им бросились Сизов и Голосов и, произведя две атаки по самолету противника, сбили его. Самолет врага упал тут же, в порту, около кораблей. Подошла еще одна вражеская пара, и Сизов с Голосовым встретились с ней на встречных курсах. «Фоккера» на большой скорости, проскочив наши истребители, с набором высоты ушли в облака.
Группу Шарова «фоккера» атаковали во время штурмовки зенитных средств. На помощь им пришел своей шестеркой Сизов и связал их боем. Отбивая атаки вражеских самолетов, пара Фетисова попала под прицельный огонь немецких истребителей. Самолет ведомого Семена Корзуна был подбит. На подбитой машине он повернул от Либавы в сторону Паланги, но сзади за ним пошли два вражеских истребителя. Это увидел Шаров. Ему удалось подойти к этой паре снизу и упредить фрицев. Тремя очередями он поджег один из немецких самолетов. Оставляя за собой дымный след, «фокке-вульф» круто пошел вниз.
Первая девятка Пе-2 после нанесения бомбоудара с пикирования на отходе подверглась атаке большой группы истребителей противника. С ними завязали бой пары Ивана Ковалева и Николая Репина. Они преградили путь вражеским истребителям к нашим пикировщикам. Репин и Ковалев только успевали отбивать вражеские атаки, но, когда из облачности вынырнула еще пара «фоккеров», Репин не успел увернуться от их атаки, был тяжело ранен, но продолжал прикрывать пикировщики, пока не потерял сознание… Так погиб командир звена гвардии старший лейтенант Николай Кузьмич Репин, сбивший к этому времени 12 вражеских самолетов{73}. Ваня Ковалев с остервенением расстрелял того самого «фоккера», который сбил Репина.»
Из письма командира 14-го гв. ИАП, Героя Советского Союза, генерал-полковника авиации Александра Алексеевича Мироненко Кобецу Николаю Филиповичу: «Николай Репин прибыл к нам в полк на Балтику вместе с другими молодыми летчиками в начале июля 1943 года после окончания Ейского авиационного училища. Он сразу обратил на себя внимание: летал смело, в бой вступал расчетливо и, как говорят летчики, дрался цепко, никогда не отрываясь от своих товарищей. За эти ценные качества я взял его к себе ведомым.
Вскоре я стал поручать ему водить пару истребителей, а в середине 1944 г. Николай был назначен командиром звена. О его мужестве скоро заговорили в полку. За короткое время он был удостоен ряда высоких правительственных наград.
Основной боевой задачей 13-го гвардейского истребительного авиаполка было прикрытие штурмовиков, пикировщиков, бомбардировщиков, наносивших бомбо-штурмовые удары на море и сухопутных участках фронта. В январе 1944 г. полк принимал самое активное участие в снятии блокады Ленинграда, затем обеспечивал продвижение войск, освобождавших Ленинградскую, Псковскую, Новгородскую области, Эстонию, Латвию, выполнял задание по блокированию и уничтожению фашистского флота. Большая часть трассы от наших аэродромов проходила над территорией, занятой немцами, где они сосредоточили большие силы истребительной авиации и зенитной артиллерии. До главной цели – к кораблям противника – приходилось пробиваться с боями.
10 октября 1944 г. полк прикрывали торпедоносцы, наносившие удар по фашистским кораблям в аванпорту и на внешнем рейде Либавы (Лиепаи). Бой был очень тяжелым. Наша ударная авиация потопила 3 корабля противника с грузом и боеприпасами. В воздушном бою было сбито 6 фашистских истребителей. Наши потери – один торпедоносец и два истребителя, одним из которых был самолет командира звена Николая Репина».
В начале 70-х годов Кобец Николаю Филипповичу – руководителю юных следопытов профтехучилища №7 города, позже имени Героя Советского Союза Александра Курзенкова, стало известно, что недалеко от Гробине есть место падения советского самолета, сбитого осенью 1944 года. Примерно в 12 километрах от Лиепаи. Товарищ по работе в Пожарной части утверждал, что мальчишкой со своего хутора видел этот воздушный бой и достоверно знает, куда упал самолет.
Жаннета Попова – корреспондент, и в те годы руководитель Музея боевой славы Лиепайского Дома офицеров флота пишет: «Место гибели – 10 км от Лиепаи. Длинными железными «щупами» было проверено указанное очевидцами место. На глубине от двух до шести метров обнаружен предмет, по форме напоминающий самолет. Несмотря на февральскую сырую холодную погоду, начались работы по подъему самолета. Натужно гудел экскаватор, кубометр за кубометром ковшом поднимая мокрую землю. Были извлечены обломки шасси, винт, мотор, пушка с 15 снарядами, пулемет, личное оружие летчика, наручные часы, остановившиеся в 12 часов 15 минут, высотомер, указатель скорости. И еще одна ценная находка – записная книжка, документы, превратившиеся за 27 лет нахождения в земле в бесформенную кашу. При помощи экспертизы удалось восстановить документы, среди них – партийный билет за № 6108254, выданный в 1943 г. политотделом 9-й авиадивизии КБФ на имя Николая Кузьмича Репина, письмо жены, Лидии Репиной».
5 мая 1972 года на перезахоронение останков летчика в Лиепаю приехали мать Н. Репина – Мария Кузьминична, шестеро его братьев и сестер. При расставании с ними следопыты вручили матери летчика самолетные часы, стрелки которых, остановившись на 12.00, обозначили время гибели отважного летчика.
Планшет с именем Николая Репина привезен в Ейск, в родное летное училище погибшего летчика.
Письмо из музея боевой славы ГПТУ-33 от сестры Николая Репина;
«Дорогие ребята! Наш Коля прожил всего 20 лет, но он много успел сделать для счастья своего народа.
Нам хочется, чтобы вы не только разыскали героев Великой Отечественной, но и брали с них пример во всем; были настойчивыми, честными, преданными любимому делу, трудолюбивыми, отзывчивыми на людскую беду. Именно таким и были те, кто отдал свои юные жизни за ваше счастье. Будьте настоящими гражданами своей страны, достойными своих отцов-героев!»
Гвардии старший лейтенант Николай Кузьмич РЕПИН увековечен и покоится на Центральном кладбище – Мемориал Лиепая.