
Николай
Кузьмич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Участник первого Парада Победы на Красной Площади в Москве 24 июня 1945 года.
Николай Кузьмич родился на Алтае и с детства мечтал стать лётчиком, хотя самолётов никогда не видел «живьём», только в кино. Примером для него послужили Валерий Чкалов, Михаил Громов и другие смелые «соколы».
Окончил школу на «отлично» и имел право на льготное поступление в учебное заведение. Он выбрал военное авиационное училище. Учился в городе Челябинск, а когда началась война как лучший ученик был направлен в Краснодарское военное авиационное училище штурманов.
Окончив училище, молодой штурман попал в запасной авиаполк в Казани. После тренировочных полётов был направлен в Курск, где в пекле огня получил первое боевое крещение. Вместе со своим экипажем бомбил по линии фронта вражеские окопы и позиции артиллерий.
130 успешных боевых вылетов совершил за годы войны Николай Кузьмич. Выручали смелость, находчивость и скорость мышления.
Из воспоминаний Пожарского Н.К.:
«Во время войны я служил в авиации, летал штурманом на пикирующем бомбардировщике ПЕ-2. Этот двухмоторный самолёт конструкции Петлякова поднимал тонну бомб и имел хорошую по тем временам скорость до 400 километров в час.
Мой боевой путь начался на Курской дуге в составе 2-й воздушной армии Степного фронта. Курская битва – это ожесточённые бои и не только на земле, но и решающая битва за господство в воздухе нашей авиации.
Случалось на войне, конечно, всякое…
Хорошо я запомнил бой на Букринском плацдарме в 1943 году. Наши войска подошли к Днепру. Встал вопрос об освобождении Киева. И вот наша пехота захватила южнее Киева, в излучине Днепра, плацдарм, он назывался Букринским. Немцы, думая, что мы отсюда ударим по Киеву, сосредоточили у Букрина огромное количество солдат, техники, зенитной артиллерии.
Нашей авиации было приказано бомбить плацдарм беспрерывно, отвлекая противника. Мы летали на бомбёжку два-три раза в день. Всё небо над плацдармом было усеяно облачками от разрывов зенитных снарядов, среди которых терялись силуэты наших самолётов.
Потери наши были ощутимые. Но пока шли бои под Букрином, наша армия обошла Киев с севера и в ноябре 1943 года освободила его.
Далее наш 1-ё Украинский фронт освобождал Украину, Польшу, шёл по земле Германии. 797-й бомбардировочный полк, в котором я летал, принимал участие в освобождении Львова, Кракова, Катовице, Праги, во взятии Берлина и других городов Германии.
Но война есть война. И каждый боевой вылет для экипажа самолёта – это своего рода атака, а без потерь атак не бывает. За время войны мне дважды пришлось прыгать с горящего самолёта с парашютом, наш бомбардировщик дважды садился без шасси в чистом поле, с отказавшими моторами, многие мои товарищи погибли в боях.
За бои под Краковом, Бреслау, Кельце, Прагой я награждён двумя орденами Красного Знамени. Войну закончил в Берлине. После Победы награждён ещё одним орденом Отечественной войны.
24 июня 1945 года в составе сборного полка 1-го Украинского фронта я принимал участие в историческом Параде Победы на Красной площади в Москве.
Обращаюсь к вам, дети и внуки! Свято любите своё Отечество! Вы – сыновья его. Вы – надежда его и опора его. И если будет нужда, не жалейте для спасения Отечества ни сил своих, ни крови, ни жизни своей!»
Боевой путь
После войны
С 1954 года Пожарский Н.К. работал методистом Детской технической станции (ДТС). С 1955 по 1968 год руководил авиамодельным кружком ДТС. Коллектив юных авиамоделистов пользовался большой популярностью в нашем городе. Они строили действующие модели самолетов и ракет. Проводили городские соревнования по авиамоделизму, принимали участие в областных соревнованиях.
Кузьмич воспитал первых авиамоделистов-спортсменов, которые впоследствии добивались высокого мастерства.