
Федор
Фомич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Фёдор Фомич - мой двоюродный дедушка, родной брат моего прямого дедушки по маме. Но дедушка скончался, когда маме было 16 лет, поэтому я его не могла застать. Общалась в детстве с Фёдором Фомичем. История этой ветви нашей семьи была довольно сложной, поэтому родные братья носили разные фамилии. Понятовские - их настоящая фамилия, а Солтан - взятая моим дедом (о нём отдельно расскажу в его истории). Фёдор Фомич воевал сразу с 22 июня 1941 года, добровольцем. До того был на срочной службе с 1932. Семейные рассказы говорили, что ранним утром он оказался в Шкловском районе Могилевской обл., Белорусской ССР в каком-то буфете, услышал объявление по радио, выпил стопку водки и пошёл в военкомат. Он великолепно водил автомобили и мог починить любой транспорт, войну предсказуемо прошёл на “полуторке”, вырос от шофёра до среднего командира. За боевые заслуги имел Медаль «За оборону Сталинграда» 1942г., Орден Красной Звезды 1943г., Орден Отечественной войны II степени 1945г. Юбилейный орден Отечественной Войны 1985 г.
Орденом Красной Звезды награждён за спасение только за 5 суток более 1266 раненых. Описание подвига: "Товарищ Понятовский находится на фронтах Отечественной войны со дня её начала. Самоотверженно работая над собой и со своими подчинёнными вырос с шофера до среднего командира и уже второй год работает командиром эвако-транспортного взвода. Весьма инициативен, дисциплинирован и трудолюбив, отдавая всю свою энергию на образцовое содержание автотранспорта МСБ и его работу в боевой обстановке. Только за последнее время заново восстановил 4 машины силами своих подчиненных. Всем этим тов. Понятовский обеспечивает нормальную эвакуацию раненых с первой (имеется ввиду первая линия фронта - прим. мое) в МСБ, участвуя в этом важнейшем деле всегда лично как водитель машины выполнял трудные рейсы. Тов. Понятовский обеспечивал вывоз раненых образцово, перевозя только с 18 по 22 июля 1943 года 1266 человек. В прошлых боевых операциях дважды проявлял смелость и мужество, рискуя жизнью также выполнял задания образцово." Командир 1 ОМСБ (отдельного медико-санитарного батальона) 4й гвардейской ордена Красного Знамени стрелковой дивизии гвардии майор м/с (медицинской службы) Орлов. 23 июля 1943 года." Приказ о награждении подписан 5 августа 1943.
Эта способность к “образцовому содержанию автотранспорта” осталась с Фёдором Фомичом и после войны. В Вильнюсе Литовской ССР, где родилась моя мама, потом я, жили мои дедушки и бабушки по материнской линии, он работал начальником гаража. Одно из лучших воспоминаний моего детства связано с поездками на его машине (больше автомобилей в семье не было). Кажется, это был “Москвич” 402 голубого цвета, по смутным воспоминаниям была у него и “Победа”. Мама говорит, что Фёдор Фомич в гараже командовал при помощи крепкого словца, но дома от него ни разу не слышали бранного слова. На войне он был контужен, слышал не очень хорошо, зато говорил громко, и с возрастом уже слегка искажённо, как бывает у глухих и слабослышащих. Из-за этого я его слегка побаивалась. Но именно из-за его дачи мой образ счастья: буржуйка (мне разрешали её растапливать), летняя кухня, нарциссы, обеды и ужины на открытом воздухе, дорожка, усыпанная крупными серыми и белыми камнями, горячими от солцна - ходить по ним босиком больно, но всё равно ходишь.
С его женой, тётей Лилей (Елизаветой), у них не было детей (что-то со здоровьем тёти, первая же беременность кончилась совсем плохо). Была отдельная квартира, где они присматривали за мной, когда бабушка оказалась в больнице с инфарктом. Их кровати в спальне стояли раздельно, там ещё были трюмо и платяной шкаф и это всё вместе меня восхищало.
Ещё один подвиг деда, доступный на сайте “Память народа”, кажется, многое объясняет в его характере и в мирное время, во всяком случае, совпадает с моим детским ощущением от него.
"Гвардии техник лейтенант Понятовский в должности автомеханика зенитной роты с ноября месяца 1944 года, за это время в корне изменил работу автотранспорта и отлично наладил его работу. Повседневно учит водительский состав в повышении их квалификации. Тов. Понятовский много работает над восстановлением трофейных машин, под его руководством восстановлено 10 автомашин и оборудована летучка (прим. мое - легкий автомобильный транспорт, предназначенный для частых разъездов - легковая или легкий грузовичок. Машина для перевозки раненых, к примеру, не может быть летучкой, а такие машины на войне очень нужны: документы, срочные приказы, сгонять за продовольствием или до станции и всякое такое)
В боях с немецкими оккупантами смел и решителен, особенно отличился 29 (тут сомнения, скорее 2, приказ о награждении 25 апреля) .4.45 у села Лешвар (Венгрия) по уничтожению группировки противника в лесах югозападнее Лешвар до 1500 гитлеровцев. Товарищу Понятовскому было приказано выдвинуться к боевым порядкам пехоты, с 2мя трофейными 20мм пушками, с задачей поддержать пехоту огнём. Тов. Понятовский умело командуя огнем пушек уничтожил две пулеметные точки вместе с их расчётами и рассеял до роты гитлеровцев. На подступах к позициям гвардии лейтенанта Понятовского осталось 20 трупов солдат и офицеров противника. Своими умелыми отважными действиями тов. Понятовский обеспечил частям дивизии переход в атаку и разгром группировки солдат и офицеров противника. Вывод: достоин правительственной награды орденом "Отечественная война II степени". Командир отдельной зенитно-пулеметной роты 4й гвардейской стрелковой Апостоловской Краснознаменной дивизии гвардии капитан Шацкий." Приказ о награждении подписан 25 апреля 1945 года.
Зато жениться, по семейным преданиям, долго не мог. Старший брат давил на него, слышалась фраза из-за прикрытой двери кухни вроде: “Да мне на войну проще! Вот завтра если война - так я сразу пойду!”
После распада СССР мои родители уехали из Вильнюса в Омск, а Фёдор Фомич с женой решили вернуться на “малую родину”, в Белоруссию. Оттуда пришло в 1998 году письмо от тёти Лили, где она сообщала о смерти Фёдора Фомича. Насколько знаю, бесконечные военные сутки за рулём, в начале войны - в белорусских болотах, спровоцировали у него острый тромбофлебит, ему уже после переезда ампутировали ногу или даже обе…В 1999-м году у меня родился первый ребёнок, сын. Я не колеблясь назвала его Федей.
Боевой путь
Медалью “За оборону Сталинграда” награждён 22.12.1942 года, но в электронных образах архивов документ с описанием боевого подвига не доступен. Прошёл всю войну, демобилизован в 1946. Путь его гвардейской дивизии прослеживается от места формирования в Смоленске к Великому Новгороду, затем к Сталинграду/Волгограду, по Дону, к Шахтам в Ростовском обл., затем южнее Макеевки, Донецка, Каховского водохранилища, потом к Кривому Рогу, затем в Молдавию через Тирасполь, потом в Румынию с освобождением Бухареста. Дальше по территории будущей Югославии к Будапешту, затем в Австрию.