Манучарян Николай Нерсесович
Манучарян
Николай
Нерсесович
Майор / Летчик
15.05.1915 - 10.1969

История солдата

Эта история про дедушку моего мужа - Николая Нерсесовича Манучаряна.

Родился он 15 мая 1915 года в Нагорном Карабахе, в неспокойное время, в период Первой Мировой войны и за два года до Революции 1917 года. В детстве, он и подумать не мог, как закрутит его вихрь судьбы и сколько приключений ждёт его на жизненном пути! Рано начал писать стихи, освоил игру на армянском народном инструменте тар (струнный щипковый инструмент, похож на гитару), пошел в школу. Учился усердно и с отличием окончил школу. В 1932 году, 17-ти летним юнцом, приехал из провинциального городка в столицу Армении – Ереван. С легкостью, Николай поступает в Ереванский педагогический рабфак, а после его окончания в 1935 году в  Государственный Университет на исторический факультет. Учился с интересом и продолжал писать стихи, их уже начали печатать в студенческой стенгазете. Но как-то раз случилось то, что навсегда перевернуло его размеренную жизнь. Николай, приехал на каникулы в родной Карабах. С мальчишками они бегали по полю и играли в футбол, как вдруг из-за гор вылетел аэроплан и стал планировать на поле. Все стояли, как в ступоре, и смотрели на «диковинную птицу», а потом как по команде рванули к самолёту и облепили его со всех сторон. С самолётом случилась какая-то проблема, и он несколько дней простоял на поле, пока летчик разбирался с этой поломкой. Лётчик этот был Тевос Александрович Манучарян, двоюродный брат Николая. На несколько дней он остановился в их большом гостеприимном доме. Эти несколько дней пролетели как сон, длинными вечерами, засиживаясь далеко за полночь и, слушая рассказы пилота об авиации…  И вот теперь, когда самолёт уже был готов продолжить свой путь, Коля стал умолять брата прокатить его, хоть на несколько минут взмыть в голубое небо и почувствовать себя птицей! И лётчик сжалился над юношей с горящими глазами. Это и был переломный момент в жизни паренька. Больше ни о чём, кроме неба Коля мечтать уже не мог! Задумал поступить в лётное училище. Его все отговаривали, мол, в Армении нет лётных школ, а в России ты учиться не сможешь, так как русский знаешь плохо. Но это не было для Николая проблемой, теперь, когда мечта могла стать реальностью, перед ним любая преграда была преодолима.  И вот уже в 1936, он курсант Одесской лётной школы. Невероятно, но и тут, упрямый и трудолюбивый армянский парень с отличием заканчивает её. А вскоре началась война. Уже 22 июня у него был первый боевой вылет. В том же 41-ом году, ему, как опытному пилоту, было поручено поднять в воздух пикирующий бомбардировщик Пе-2 и отправиться в разведывательную операцию. В глубокий тыл противника, в Дрезден. Такое поручение означало верную смерть. Лететь тысячи километров над позициями врага было слишком опасно, но лейтенант Манучарян вернулся с ценными сведениями на родной аэродром. За это задание он получил свою первую боевую награду. Как-то раз, в первый день нового 1943 года, храбрый лётчик получает очередное боевое задание,  разбомбить сконцентрированные позиции врага в районе города Миллерово. Именно в это время, германские генералы и другие высокопоставленные чины отмечали наступление нового года,  поднимали тосты за своего фюрера. В этот момент в их штаб упала первая бомба. Уже позже, когда пришёл приказ о награждении лейтенанта Манучаряна орденом Красного Знамени, он узнал об уничтожении 72-х гитлеровских военно-начальников и множества боевой техники. 

Он был профессионалом своего дела, талантливым пилотом, но кроме всего прочего, был необыкновенно везуч. Не многие военные летчики имели за плечами к концу войны более 450 боевых вылетов. Участвовал в боях с первого дня войны, и до самой Победы. Воевал в Польше, Румынии, Болгарии, Югославии, Австрии, Венгрии, и естественно на территории Советского Союза. После войны в газетах печатали его рассказы о войне. Вот один из них.

“Задание выполнено” (Из фронтового дневника)

Февраль 1943 года. Пятый конный корпус под командованием генерала Борисова находился в окружении. Бойцы голодали, не хватало боеприпасов. 21 февраля от начальника штаба 17-й воздушной армии я  получаю боевое задание. Необходимо установить местонахождение корпуса.

Цель задания: передать штабу корпуса позывные для связи с “Большой землей”, которые помогли бы окруженному корпусу обеспечить выход из кольца окружения.

Готовлюсь к выполнению боевого задания. Пять часов утра. Получаю рапорт штурмана Михаила Бегишева о прокладке маршрута. Сквозь густую мглу самолет пробивается к Ворошиловску. Низко пройдя над испепеленным городом, стараюсь обнаружить подходящую площадку. Сажаю самолет между кладбищем и насыпью железнодорожной линии.

Не выключая мотора, выхожу из самолета и направляюсь к железнодорожной линии. Но не успел пройти 20 метров, как вдруг из-за железнодорожной насыпи выросли передо мной 60-70 автоматчиков в белых халатах. Один из них произнес: “Рус, сдавайся!”. Эти слова я принял за шутку и радостно ответил: “Я свой, русский”. Но вдруг услышал немецкую речь, которая запомнилась на всю жизнь “хенде хох”. Меня бросило в жар, я не ожидал увидеть в Ворошиловке немцев. Но оказалось, пока мы летели, гитлеровцы вновь отбили у наших город. Тогда я поднял руки и направился к самолету, показываю жестом, что, мол, выключу мотор и сдамся. Влетел в кабину и дал полный газ. Здесь помог мне штурман, открыв по немцам огонь из своего турельного пулемета. Раздались автоматные очереди, но самолет уже рвался ввысь. Только в полете я установил, что штурман Михаил Бегишев смертельно ранен. В этом полете, после долгих поисков, мне удалось установить местонахождение конного корпуса, сделать  там посадку и передать командиру  позывные для связи с  “Большой землей”.  Так было выполнено задание 17-й воздушной армии.

“Защищал небо Болгарии”.

….Случилось это 9 сентября 1944 года. В этот день я получил задание на легком бомбардировщике произвести разведку в районе Карнобата. Примерно, в 30 километрах северо-западнее Карнобата, заметил отступление противника. Несколько раз всё ближе и ближе подходил к мотомехколонне гитлеровцев. Улучив момент начал бомбить колонну. Вспыхнул пожар на нескольких машинах. Колонна остановилась. Задание было выполнено.

После завершения операции, мы решили вернуться, взяв курс на Карнобат. И вот наш краснозвездный самолет снова появился над городом. Я решил посадить самолёт. Сразу же нас окружила большая группа ребятишек и взрослых. Мы еще раз убедились, что эти люди с чувством большого уважения относятся к Советской Армии. Они стремились обнять и расцеловать нас – первых вестников прихода Советской Армии, которая спасла их от мук унижения, оскорбления и смерти. Они называли нас вестниками мира, свободы и счастья.

Начался митинг.

После митинга мы горячо поблагодарили граждан Болгарии за тёплый приём и запустили мотор. Ещё раз на небольшой высоте прошли над собравшимися людьми, помахали в знак прощания крыльями самолёта и легли на курс, в сторону Варны. На второй день в местной газете появилось сообщение, что советский самолёт пленил сердца жителей Карнобата.

Войну закончил в возрасте 30-ти лет, в звании майора. За героизм и отвагу награждён орденами и медалями (хранятся в Ереванском историческом музее, в Зале ВОВ).

После окончания Великой Отечественной войны, страна находилась в руинах. Нужно было восстанавливать заводы и фабрики, города и сёла. В первую очередь наладить транспортную связь. Вот на этот «рубеж» и был направлен наш дедушка. Создавать  гражданскую авиацию. Куда только не летал он за эти мирные годы. Но и тут судьба не переставала проверять его на прочность. Имея большой опыт боевых вылетов,  необыкновенную выдержку и умение молниеносно принимать правильные решения, все полеты заканчивались благополучно. Хотя, только экипаж знал, каких усилий требовалось командиру, чтоб никто из пассажиров не заметил внештатной ситуации.

Вот один из таких случаев. Как-то летели обычным рейсом. Полёт проходил в штатном режиме и метеостанции не сообщили о надвигающемся грозовом фронте. Всё случилось слишком быстро, удар молнии в левый двигатель и двигатель замолчал! Ничего страшного для опытного пилота! Самолёт можно посадить и с одним двигателем. За иллюминатором льёт дождь как из ведра, раскаты грома не заглушает даже рёв двигателя. И вдруг в салоне воцарилась зловещая тишина. Затих второй двигатель. Пассажиры, даже не сразу поняли, в чём дело. И только экипаж лихорадочно пытался запустить хотя бы один двигатель. Всё попытки были безуспешны. Несколько минут самолёт находился в свободном полёте. Главной задачей для командира было удержать самолет в горизонтальном положении, не дать завалиться ему на бок. Он прекрасно понимал, что в таком случае самолёт провалится в штопор и тогда - конец!  Глядя на сосредоточенное, но спокойное лицо своего командира, экипаж тоже успокоился и стал спрашивать у Николая Нерсесовича, что им делать? Он командным голосом приказал всем покинуть кабину пилота, успокоить пассажиров, сообщить об аварийной посадке, всем пристегнуться, экипажу занять места в хвосте лайнера, на случай, если придётся оказывать помощь пассажирам через задний аварийный выход.  Члены экипажа, ещё совсем юнцы, прекрасно понимали, что командир попросту им спасает жизнь, приказывая покинуть кабину и перейти в хвост. Оставшись один на один со стихией, командир понимал, что за спиной у него десятки человеческих жизней, надеющихся только на Бога и на него. Но также он понимал, что Страна доверила, именно ему управлять дорогой машиной, и он должен в целости и сохранности её посадить. Решение было принято: планировать и сажать самолёт на первом, более-менее пригодном для посадки поле. По радиосвязи сообщил диспетчеру о внештатной ситуации и о принятом решении. На Земле поддержали решение командира и по указанным координатам были высланы машины экстренных служб. А в это время люди в салоне тихо сидели и молились, кто-то плакал, кто-то храбрился, но никто не кричал и не позволял дать волю чувствам потому, что борт-проводники сказали им, что управляет самолетом пилот первого класса - майор Манучарян, герой войны, пролетавший с 41-го по 45-тый. А это значило, что лётчик, оставшийся в живых, в военное время - не погибнет, и не даст им погибнуть в мирное!

Вот началось снижение, мимо пролетали верхушки деревьев, совсем близко были видны стога сена. Открылись закрылки, выпали шасси. Казалось, всё как обычно, но ТИШИНА. Сейчас каждый мечтал бы услышать этот рёв работающих моторов, но они слышали только глухой стук, это неистово бились сердца людей и, конечно сердце нашего деда. Удар о землю, прыжок ещё удар, и вот уже самолёт катится по мягкому пшеничному полю. Остановка. Ура! Всё кончено! Все живы… Все счастливы. Люди бросились в кабину, подняли на руки своего спасителя и, вот именно так, спустили его на землю.  Никто тогда не знал, и не заметил, что командир получил инфаркт! Свой первый инфаркт. Слишком велика была нагрузка в этот раз, и слишком большая была ответственность на плечах. Большое сердце тоже иногда даёт сбой.  

В газетах тогда не часто писали о аварийных посадках, но народная молва разошлась быстро. Ещё долго толпы людей, члены экипажа и их семьи, приходили навещать командира, спасшего их от неминуемой гибели.

Пилот первого класса, командир корабля, заслуженный летчик Армянской ССР, в сумме лётный стаж составляет более 30 лет. За это время он налетал более 5 миллионов километров.

После инфаркта, лётчикам в небо подниматься нельзя. Для Николая Нерсесовича это была большая трагедия. Жить без неба он уже не мог. Друзья и коллеги успокаивали его, с его опытом, он был очень востребован и на поприще наставника. Теперь уже своим ученикам, он рассказывал и передавал свои знания и умения. Вот, что писали о нём в газетах того времени:

“Маяки Армении”

…Хорошо знают во всех городах, даже в самых отдаленных горных селах Армении пилота Николая Нерсесовича Манучаряна. Около тридцати лет Николай Нерсесович водил воздушный корабль по голубым дорогам пятого океана. За эти годы он записал на свой лицевой счет около четырехсот с половиной миллионов пройденных в воздухе километров.

Сейчас Николай Нерсесович готовит летные кадры. За последние годы он дал путевку в летную жизнь многим командирам кораблей. Среди них известные авиаторы – Эдик Бахшинян (история с бандитами), Мартирос  Эксузян, Олег Мурадян, Рубен Есаян (заслуженный лётчик-испытатель, герой России). 

С завистью и печалью он смотрел на своих учеников, рассказывавших ему о своих полётах и подвигах. Сердце рвалось ввысь в, ставшую уже родной, стихию! Очередной инфаркт его сердце не выдержало. И в возрасте 54-х лет он умер.

Да, были Времена и были Герои! На долю нашим дедам выпало немало трудностей и горестей, но жизнь они прожили яркую и счастливую. Несомненно, они внесли свою лепту в историю великой страны и своей малой родины.

Говорят, что человек не умрёт, пока память о нём жива. Нам, нынешнему поколению, остается только гордиться и помнить историю наших дедов. Вечная память!

Регион Армения
Воинское звание Майор
Населенный пункт: Ереван
Воинская специальность Летчик
Место рождения Нагорный Карабах
Годы службы 1941 1945
Дата рождения 15.05.1915
Дата смерти 10.1969

Боевой путь

Место призыва г. Ворошиловград
Завершение боевого пути Германия

Награды

Фотографии

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: