Лыпко Леонтий Николаевич
Лыпко
Леонтий
Николаевич
рядовой / водитель
1907 - 12.10.1989

История солдата

Мой дедушка - Лыпко Леонтий Николаевич, 1907 года рождения, уроженец Украинская ССР, Винницкой обл., Ильинецкого р-н, с. Владимировки.  Очень рано умерла его мама, ему пришлось тяжело, мой прапрадед решил отделить своего старшего сына от большой семьи, отдавши ему лошадь и небольшой надел земли. Прадед ходил обрабатывал землю другим людям. Так он спрягся с моей прабабушкой. И у него образовалась семья, дети.  В 1930-1931 годы революционный переворот, каким является коллективизация которая не обошла стороной и его, раскулачили. Организованы машино- тракторные станции «МТС» диктовали свои правила, трактора, двинутые в глухие, за­терявшиеся в бездорожье деревушки. Прадеду пришлось пройти курсы трактористов. Буквально через несколько дней самостоятельно управлял трактором. И проработал тракториста на "Универсале" два года, работа была тяжелой. Он работал днем и ночью. Приходилось на сезонную работу переезжать всей семьей в другие колхозы, так как нужно было убирать урожай. Но автопром не стоял на месте в 1932 году сошёл первый автомобиль "полуторка" с деревянной кабиной. Снова курсы и уже шофер третьего октября 1932 года, такой из весной малины. На весь район было всего четы шофера. Первым из них был мой прадед, а это сыграло огромную роль в дальнейшей всей его жизни.

 Началась Финская война, и он был призван в армию в состав 137 Краснознаменского полка. Полк принимал участие в Польском походе  1939 году, и  зимних войнах 1939-1940 годах, эти войны были не продолжительны, но  там пролилось много крови.

До объявления войны прадед  продолжал работать  водителем на «Полуторке», ходил в рейсы,  возил  различные хозяйственные и промышленные  грузы. В июне 1941 года он был откомандирован в очередной рейс до станции Козятин и должен был вернуться домой, к жене и  восьмерым детям, младшей дочери было всего несколько месяцев отроду.

Но судьба распорядилась иначе. Началась война. И прямо из рейса,  не попрощавшись с родными и близкими, он был отправлен на фронт. 

С наступлением войны профессия моего прадеда не изменилась. Только поменялись дороги и груз. Фронтовую жизнь  начал рядовым шофером 384 артиллерийском истребительно противотанковом полку РГК 1 Уд.А 3 Прибалтийского фронта в действующей армии.

 С первых дней войны обеспечивал продовольствием жителей и бойцов  Ленинграда. Он проводил при жутком холоде по 12 часов без отдыха и сна за рулем, сначала за день совершал один, два рейса через все Ладожское озеро. На тот момент всем автомобилям было предписано следовать строго определенной скоростью. Не смотря на это  с часты оттепелями, лед превращался в кашу из воды и льда часто взламывался, и это приводило к еще большому числу провалов, поэтому дорогу переносили с места на место. Чтобы успеть выпрыгнуть, если машина начнет тонуть, прадед при выезде на трассу часто не закрывал двери. При движении в ночное время ехал не включая фары, чтобы хоть как-то обезопаситься от ударов авиации, можно сказать, что ехал практически вслепую. Однако, не обращая внимание на опасности и тяжелую погодную обстановку, он продолжал свой путь каждый день. 22.12.1942 году был награжден медалью "ЗА ОБОРОНУ ЛЕНЕНГРАДА"

Много рейсов сделал прадед на передовые позиции. Его машина не знает аварий, поломок. Днем и ночью он доставляет артиллеристам ценный груз. Зачастую его отдых состоит из часового сна здесь же, за рулем. Но на его лице трудно обнаружить усталость. Он всегда бодр, полон стремления четко выполнить любое задание. Не раз прадед в пути попадал под бомбы вражеских бомбардировщиков, но никогда не покидал своей машины.

В Восточной Пруссии. Германии. Прадед выполнял задания образцово, точно установленный срок. За отличное выполнение заданий имеет две благодарности.

Прадеду не раз был на воске от смерти, так случилось и 17 июля 1944 года под огнем противника на своей автомашине перебрасывал четыре орудия и боеприпасы к ним. На новые огневые позиции в районе деревни Чашки. На пути следования одна из автомашин загорелась, на ней начались взрываться снаряды. Мой прадед рискуя жизнью смог сохранить автомашину с орудием, и своевременно доставлена на огневую позицию. Проявил при этом мужество и отвагу, за это его представили к награде Медаль "ЗА ОТВАГУ"

28 августа 1944 года при выполнения задания командования по обеспечению боевыми запасами линию фронта  был тяжело ранен. И представлен к награде Орден "КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ", чему свидетельствует наградной лист.

Через два месяца выписался из госпиталя и снова на фронт после выписки попал 515 ОАТБ тыла КБФ и дальше продолжал выполнять задания доставке вооружения и боезапасов действующим частя флота.

6 января 1946 года демобилизовался вернулся на постоянное  место жительства, туда где родился.  Работал водителем на бензовозе до 72 годов. За ратные подвиги награжден орденом «Отечественной войны II  степени».

 Все награды есть подтверждение мужества, храбрости и отваги моего прадеда. Как и многие фронтовики, он был простым, скромным человеком, но в тяжелые минуты для Родины  готовым отдать всего себя на великое дело победы над врагом.

Он умер у своей дочери на руках 9 октября 1989 года со словами на устах: «Всю войну прошел, а когда пришло время уметать, ничего не сделать.»

 

 Началась Финская война, и он был призван в армию в состав 137 Краснознаменского полка. Полк принимал участие в Польском походе  1939 году, и  зимних войнах 1939-1940 годах, эти войны были не продолжительны, но  там пролилось много крови.

До объявления войны прадед  продолжал работать  водителем на «Полуторке», ходил в рейсы,  возил  различные хозяйственные и промышленные  грузы. В июне 1941 года он был откомандирован в очередной рейс до станции Козятин и должен был вернуться домой, к жене и  восьмерым детям, младшей дочери было всего несколько месяцев отроду.

Но судьба распорядилась иначе. Началась война. И прямо из рейса,  не попрощавшись с родными и близкими, он был отправлен на фронт. 

С наступлением войны профессия моего прадеда не изменилась. Только поменялись дороги и груз. Фронтовую жизнь  начал рядовым шофером 384 артиллерийском истребительно противотанковом полку РГК 1 Уд.А 3 Прибалтийского фронта в действующей армии.

 С первых дней войны обеспечивал продовольствием жителей и бойцов  Ленинграда. Он проводил при жутком холоде по 12 часов без отдыха и сна за рулем, сначала за день совершал один, два рейса через все Ладожское озеро. На тот момент всем автомобилям было предписано следовать строго определенной скоростью. Не смотря на это  с часты оттепелями, лед превращался в кашу из воды и льда часто взламывался, и это приводило к еще большому числу провалов, поэтому дорогу переносили с места на место. Чтобы успеть выпрыгнуть, если машина начнет тонуть, прадед при выезде на трассу часто не закрывал двери. При движении в ночное время ехал не включая фары, чтобы хоть как-то обезопаситься от ударов авиации, можно сказать, что ехал практически вслепую. Однако, не обращая внимание на опасности и тяжелую погодную обстановку, он продолжал свой путь каждый день. 22.12.1942 году был награжден медалью "ЗА ОБОРОНУ ЛЕНЕНГРАДА"

Много рейсов сделал прадед на передовые позиции. Его машина не знает аварий, поломок. Днем и ночью он доставляет артиллеристам ценный груз. Зачастую его отдых состоит из часового сна здесь же, за рулем. Но на его лице трудно обнаружить усталость. Он всегда бодр, полон стремления четко выполнить любое задание. Не раз прадед в пути попадал под бомбы вражеских бомбардировщиков, но никогда не покидал своей машины.

В Восточной Пруссии. Германии. Прадед выполнял задания образцово, точно установленный срок. За отличное выполнение заданий имеет две благодарности.

Прадеду не раз был на воске от смерти, так случилось и 17 июля 1944 года под огнем противника на своей автомашине перебрасывал четыре орудия и боеприпасы к ним. На новые огневые позиции в районе деревни Чашки. На пути следования одна из автомашин загорелась, на ней начались взрываться снаряды. Мой прадед рискуя жизнью смог сохранить автомашину с орудием, и своевременно доставлена на огневую позицию. Проявил при этом мужество и отвагу, за это его представили к награде Медаль "ЗА ОТВАГУ"

28 августа 1944 года при выполнения задания командования по обеспечению боевыми запасами линию фронта  был тяжело ранен. И представлен к награде Орден "КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ", чему свидетельствует наградной лист.

Через два месяца выписался из госпиталя и снова на фронт после выписки попал 515 ОАТБ тыла КБФ и дальше продолжал выполнять задания доставке вооружения и боезапасов действующим частя флота.

6 января 1946 года демобилизовался вернулся на постоянное  место жительства, туда где родился.  Работал водителем на бензовозе до 72 годов. За ратные подвиги награжден орденом «Отечественной войны II  степени».

 Все награды есть подтверждение мужества, храбрости и отваги моего прадеда. Как и многие фронтовики, он был простым, скромным человеком, но в тяжелые минуты для Родины  готовым отдать всего себя на великое дело победы над врагом.

Он умер у своей дочери на руках 9 октября 1989 года со словами на устах: «Всю войну прошел, а когда пришло время уметать, ничего не сделать.»

Регион Украина
Воинское звание рядовой
Населенный пункт: Винница
Воинская специальность водитель
Место рождения Украинская ССР, Винницкая обл., Ильинецкий р-н, с. Владимировка
Годы службы 1941 1945
Дата рождения 1907
Дата смерти 12.10.1989

Боевой путь

Место призыва Ильинецкий РВК, Украинская ССР, Винницкая обл., Ильинецкий р-н
Дата призыва 23.06.1941

Награды

22.12.1942	Медаль «За оборону Ленинграда» 21.07.1944	Медаль «За отвагу» 09.05.1945	Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» 06.10.1945	Орден Красной Звезды

22.12.1942 Медаль «За оборону Ленинграда» 21.07.1944 Медаль «За отвагу» 09.05.1945 Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» 06.10.1945 Орден Красной Звезды

Документы

Удостоверение

Удостоверение

Фотографии

Липко Леонтий Николаевич На финской войне

Липко Леонтий Николаевич На финской войне

Семья солдата

Анна
Липко Анна Михеевна

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: