Лапушинский Михаил Максимович
Лапушинский
Михаил
Максимович

История солдата

Родился 16 октября 1916г. в Анапе. До войны он жил в Абхазии и работал шофером. 14 мая 1941г. он был призван в Советскую Армию.Михаила Максимовича направили в Тбилиси на курсы командиров вождения колонн. Там ему присвоили звание младший сержант. До окончания курсов оставалось 2 месяца, когда по радио объявили о немецко-фашистском нападении на нашу Родину. К ним в часть стали пригонять грузовые машины, работавшие на полях колхозов и совхозов. Эти машины ремонтировали. Здесь же в части готовили шоферов. Было сформировано и отправлено на фронт 2 автороты. А затем в составе 84-ого автобатальона с 3-ей отремонтированной авторотой Лапушинский М.М. поехал на свое первое задание в Кропоткин.

           Был 1942 год.. Город Кропоткин - узловая железнодорожная станция. Авторота была срочно направлена на элеватор для погрузки зерна в вагоны. 

Враг наступал, и необходимо было срочно вывезти зерно, чтобы урожай не достался противнику. В составе поезда, в который загружалось зерно, были вагоны с беженцами, а также с минами. Но поезд не успел уйти со станции. Налетели фашистские самолеты «Мессершмиты». Очередями из пулеметов они обстреляли поезд, и он загорелся. Начали взрываться вагоны с минами. Со всех сторон раздавались крик и плачь. Командир автороты приказал: «На машинах выходите из окружения сами». Всю ночь

Михаил Максимович пробирался к Махачкале. Немецкие самолеты сбрасывали на парашютах фонари, которые освещали все вокруг, а затем бомбили. По Михаилу Максимовичу удалось выйти из окружения без повреждений.

       Однажды, когда машины автобатальона стояли в автопарке города Махачкала, пролетающий вражеский самолет-разведчик сбросил бомбу в центр части. От взрыва песок, камни и землю подбросило вверх и загрузило машины до такой степени, что поломались рессоры.

Лапушинский М.М. прекрасно разбирался в технике и был отличным электриком. Поэтому его было решено оставить в составе ремонтной бригады. В городе Махачкала они сделали свою местную 50-киловаттную электростанцию и установили на одной из машин. Достали токарный станок, на котором работал Чумаченко Яков из Тбилиси. Теперь их бригада могла не только исправить поврежденную электропроводку и провести мелкий ремонт, но и выточить любую необходимую им деталь.

Но иногда из-за гибели шофера на восстановленной машине ехать было некому, и тогда за руль садился Лапушинский М.М. и вез на передовую снаряды и необходимое для фронта. Ехать с зажженными фарами было опасно. Поэтому шофера стали закрывать фары, оставляя лишь маленький зазор. Сквозь него дорогу было чуть видно, но колонна могла все-таки доставить боеприпасы на передовую.

           В составе автобатальона Лапушинский М.М. проехал весь Кавказ. Он был в Махачкале и Хасафьроте, Грозном и Краснодаре, Благодарном и Ростове, Армавире и Батайске.

         С Северного Кавказа их перебросили в Новороссийск. Собирались отправить на Малую землю, но из-за того, что машины тяжелые (ремонтная бригада размещалась на грузовиках, полученных в помощь от союзников), бригада осталась в городе. Лапушинский М.М. стал работать в портовых мастерских.

Один раз над солдатами автороты, стоящими в строю перед штабными офицерами, пролетели вражеские самолеты. Но команда «Воздух» была дана не сразу, а лишь когда самолеты, развернувшись, летели на них, чтобы сбросить свои бомбы. Солдаты кинулись в рассыпную, чтобы найти убежище. Но времени на это уже не было. Лапушинский М.М. упал в какую-то канаву, бегущий следом за ним солдат упал сверху. После бомбежки, когда все стихло, Михаил Максимович почувствовал, что по его телу течет теплая, липкая кровь. Ощупав себя, Лапушинский М.М. убедился, что он не ранен. Это была кровь лежавшего сверху бойца, он был мертв.

              Весну 1945 года Лапушинский М.М. встретил в Пилау. Там он со своим батальоном вывозил зерно из глубинок. Бросался в глаза один из примеров разрушающей силы войны. На месте местного леса остались одни обугленные пеньки.

           После победы 84 автобатальон перебросили на Урал в город Верещагино для восстановления грузовых машин. Оттуда он и демобилизовался домой в Абхазию.

За храбрость, стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Лапушинский М.М. был награжден орденом Отечественной войны II степени и медалью Жукова.

После войны Михаил Максимович работал шофером в горисполкоме города Гагры. На пенсию пошел в 1976 году.

В связи с неспокойной ситуацией был вынужден переехать из родных мест в поселок Штурм, так как перестрелки и бомбежки привели к ухудшению здоровья.

Регион Ставропольский край
Населенный пункт: Красногвардейский район

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: