Козилов Александр Сергеевич
Козилов
Александр
Сергеевич
капитан / лётчик-инструктор
25.08.1916 - 11.06.1948

История солдата

   Козилов Александр Сергеевич. Родился 25 августа 1916 года в посёлке Невьянский завод Екатеринбургского уезда Пермской губернии. Был старшим сыном в большой семье. Невысокий, но сильный, коренастый, с роскошной русой шевелюрой. Балагур и весельчак, любимец семьи и округи. С раннего детства привык трудиться – был в подпасках у отца. В 16 лет по комсомольской путёвке пришёл учиться в ФЗУ, работал слесарем в цехе №6 в НМЗ. Увлекался футболом, прыгал с парашютной вышки, которую с друзьями монтировали в городском парке. Летал на планере с горы Лебяжки(всего было 3 планера). В 1933-м году, в 17-летнем возрасте съездил в Украину, где в звании старшего мастера отработал уборочную страду на тракторе. Был смелым и увлечённым юношей.
   Весной 1935 года послал документы в лётное училище в г. Оренбург. Годом ранее хотел поступать в военно-морское училище, но родители отговорили. Через два месяца пришёл вызов из училища, и Александр, ничего не сказав родителям, уехал, оставив записку. Тогда из Калаты(Кировграда) и Невьянска в Оренбургское лётное училище поступало полсотни человек, но комиссию прошли только двое – Леонид Коновалов и Александр Козилов.
15 августа 1935 года Козилов Александр Сергеевич зачислен на службу в ряды Красной Армии.
Приказом Ю. УрВо № 83 от 15.04.1942 г. назначен на должность командира звена 1 Чкаловской военной авиашколы пилотов.
Приказом Ю. УрВо № 0127 от 11.02.1943 г. присвоено воинское звание старшего лейтенанта по той же должности там же.
Приказом Ю. УрВо № 0778 от 26.11.1945 г. назначен на должность командира авиаэскадрильи – командира звена перех. самолётов 1 Чкаловской ВАУ.
   Из материалов газеты «Звезда»:
«Когда началась Великая Отчественная Война, Александр Сергеевич сразу подал рапорт с просьбой отправить его на фронт. Там он, опытный лётчик-бомбардировщик, принёсёт больше пользы. Но командование справедливо рассудило, что опытные лётчики пригодятся и здесь, в тылу, и неизвестно, где труднее: на передовой проливать свою кровь, или на учебных аэродромах день за днём терпеливо «вывозить» курсантов, передавая им свои знания и умение. Здесь был его фронт. Зато в боевых действиях приняли участие 82 лётчика, которых он подготовил. Среди них были люди, достигшие высоких званий, орденоносцы и даже Герой Советского Союза. Невидимая линия его фронта проходила на полигонах и аэродромах. Дома он появлялся раз в неделю – почерневший и пропыленный, и смертельно уставший. Или не появлялся вовсе.
В конце апреля 1945 года капитан Козилов всё же получает повестку на фронт. Группа лётчиков срочно выехала в Москву, а оттуда, 9 мая – в Чехословакию. Там Александр Сергеевич пробыл 2 месяца, совершил 8 боевых вылетов. Перед отправкой в Чехословакию приказом ДА № 0255 от 08.05.1948 г. назначен на должность зам. командира АЭ 607 учебного авиаполка Балашовского ВАУЛ.
В г. Балашов Саратовской областии Александру пришлось переучиваться на новую машину – СБ(скоростной бомбардировщик). 20.04.1948 года переехал вместе с семьёй в г. Ртищево Саратовской области, где работал в должности заместителя командира подразделения по лётной подготовке.
11 июня 1948 года группа капитана Козилова ушла в тренировочный полёт. Отрабатывали фигуры высшего пилотажа. Учебный самолёт УТ-2, в котором вместе с Александром был его любимый курсант - Юрий Карповов, разбился после того, как закрутив пятую «мёртвую петлю», в самой верхней её точке(лётчики называют её «мёртвой точкой» ), самолёт завис, перевернулся на крыло, и сорвался в штопор. Лётчики успели выровнять самолёт уже у самой земли, но не хватило высоты, чтобы выйти из пике. Это произошло между деревнями Никитовка и Змеевка.
Похоронен Александр Козилов на кладбище в г. Ртищево.»

Регион Свердловская область
Воинское звание капитан
Населенный пункт: Невьянск
Воинская специальность лётчик-инструктор
Место рождения Посёлок Невьянский завод
Годы службы 1935 1948
Дата рождения 25.08.1916
Дата смерти 11.06.1948

Боевой путь

Место призыва СССР
Дата призыва 15.08.1935
Завершение боевого пути Чехословакия
Принимал участие Чехословакия, после 9 мая 1945 года.

Когда началась Великая Отчественная Война, Александр Сергеевич сразу подал рапорт с просьбой отправить его на фронт. Там он, опытный лётчик-бомбардировщик, принёсёт больше пользы. Но командование справедливо рассудило, что опытные лётчики пригодятся и здесь, в тылу, и неизвестно, где труднее: на передовой проливать свою кровь, или на учебных аэродромах день за днём терпеливо «вывозить» курсантов, передавая им свои знания и умение. Здесь был его фронт. Зато в боевых действиях приняли участие 82 лётчика, которых он подготовил. Среди них были люди, достигшие высоких званий, орденоносцы и даже Герой Советского Союза. Невидимая линия его фронта проходила на полигонах и аэродромах. Дома он появлялся раз в неделю – почерневший и пропыленный, и смертельно уставший. Или не появлялся вовсе.
В конце апреля 1945 года капитан Козилов всё же получает повестку на фронт. Группа лётчиков срочно выехала в Москву, а оттуда, 9 мая – в Чехословакию. Там Александр Сергеевич пробыл 2 месяца, совершил 8 боевых вылетов. Перед отправкой в Чехословакию приказом ДА № 0255 от 08.05.1948 г. назначен на должность зам. командира АЭ 607 учебного авиаполка Балашовского ВАУЛ.
В г. Балашов Саратовской областии Александру пришлось переучиваться на новую машину – СБ(скоростной бомбардировщик). 20.04.1948 года переехал вместе с семьёй в г. Ртищево Саратовской области, где работал в должности заместителя командира подразделения по лётной подготовке.
11 июня 1948 года группа капитана Козилова ушла в тренировочный полёт. Отрабатывали фигуры высшего пилотажа. Учебный самолёт УТ-2, в котором вместе с Александром был его любимый курсант - Юрий Карповов, разбился после того, как закрутив пятую «мёртвую петлю», в самой верхней её точке(лётчики называют её «мёртвой точкой» ), самолёт завис, перевернулся на крыло, и сорвался в штопор. Лётчики успели выровнять самолёт уже у самой земли, но не хватило высоты, чтобы выйти из пике. Это произошло между деревнями Никитовка и Змеевка.
Похоронен Александр Козилов на кладбище в г. Ртищево.

Воспоминания

Чехословакия

Из материалов газеты "Звезда", г. Невьянск:
"После 9 мая война продолжалась. И смерть подстерегала на каждом шагу... Капитан шёл на аэродром. Шёл по знакомой, сто раз хоженой тропинке. Был знойный, гулкий полдень, одуряюще пахло степными травами, над венчиками цветов вились пчёлы... Хотелось упасть в эту высокую траву, вдыхать полной грудью этот настоянный на мёде и лете воздух, забыть обо всём. И оставить голубое, чистое, высокое небо птицам. Пусть там летают только они. Навстречу, пошатываясь, брела женщина. Чешка. Она несла что-то в руках. Что-то, с чего на сухую землю падали тяжёлые капли. Кровь.
Капитан вгляделся. Женщина прижимала к груди человеческую голову. Голову молодой девушки. Длинные чёрные косы волочились по пыли, оставляя змеистый след. Женщина остановилась, взглянула безумными глазами на советского офицера, показала окровавленной рукой: "Мины! Там мины!". Капитан предложил свою помощь. Чешка упрямо покачала головой. Капитан посторонился, давая ей дорогу. И женщина, не оглядываясь, пошла прочь, бережно обнимая страшную ношу. Чёрные косы дочери волочились по пыльной дороге. Капитану казалось, что у него разрывается сердце. Выдержать такое не было сил. В тот день он летал до одури, до тяжкого звона в ушах. Но ещё долго его преследовал взгляд потемневших от горя материнских глаз. Капитан Козилов успел сделать 8 боевых вылетов. Прошло много лет, и сейчас трудно установить характер тех лётных заданий. Известно, что Александр вёл дневник, куда заносил свои впечатления, мысли, описывал обычаи и достопримечательности городов, в которых бывал. Толстая чёрная тетрадка, заполненная стремительным почерком. К сожалению, дневник не сохранился.

После войны

В конце апреля 1945 года капитан Козилов получает повестку на фронт. Группа лётчиков срочно выехала в Москву, а оттуда, 9 мая – в Чехословакию. Там Александр Сергеевич пробыл 2 месяца, совершил 8 боевых вылетов. Перед отправкой в Чехословакию приказом ДА № 0255 от 08.05.1948 г. назначен на должность зам. командира АЭ 607 учебного авиаполка Балашовского ВАУЛ.
В г. Балашов Саратовской областии Александру пришлось переучиваться на новую машину – СБ(скоростной бомбардировщик). 20.04.1948 года переехал вместе с семьёй в г. Ртищево Саратовской области, где работал в должности заместителя командира подразделения по лётной подготовке.
11 июня 1948 года группа капитана Козилова ушла в тренировочный полёт. Отрабатывали фигуры высшего пилотажа. Учебный самолёт УТ-2, в котором вместе с Александром был его любимый курсант - Юрий Карповов, разбился после того, как закрутив пятую «мёртвую петлю», в самой верхней её точке(лётчики называют её «мёртвой точкой» ), самолёт завис, перевернулся на крыло, и сорвался в штопор. Лётчики успели выровнять самолёт уже у самой земли, но не хватило высоты, чтобы выйти из пике. Это произошло между деревнями Никитовка и Змеевка.
Похоронен Александр Козилов на кладбище в г. Ртищево.

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: