
(Соукуп)
Милада
Карловна
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Соукуп Милада Карловна родилась 29 декабря 1918 года в городе Пильзен район Доудлевце Чехословацкой республики. Её отец Карел Соукуп работал токарем на заводе Шкода-Пильзен неподалёку от дома, мать Анна Соукуп (Шмичек) окончила курсы швей и воспитывала двух дочерей: Миладу и Здену.
В 1930 году СССР набирал иностранных специалистов, Карел подписал соглашение и вместе с семьёй переехал в Российскую СФСР. Ему дают документы, в которых его имя написано как Карл Соукуп.
В РСФСР он работал токарем на Тульском оружейном заводе. Хоть и для иностранных рабочих существовали специальные магазины «Инснаб», в чужой стране без знания языка семье Соукуп приходилось нелегко.
В 1932 году Карл вступает в ряды КПСС. Его переводят в г. Сталинград на Сталинградский тракторный завод, спроектированный и построенный 17 июня 1930 года с привлечением специалистов из западных стран, в первую очередь США.
--------------------------------------------------------------------------------------------------
Пройдёт время, и в 1940-м году завод получит задание организовать производство танков Т-34 и танковых дизелей В-2. К серийному выпуску танков Т-34 завод приступит в начале 1941 года.
В годы Великой Отечественной войны завод будет осуществлять выпуск и ремонт танков Т-34-76, танковых двигателей (в том числе карбюраторных моторов М-17) и артиллерийских тягачей СТЗ-5-НАТИ, оставаясь одним из основных поставщиков военной техники на фронт, несмотря на разрыв кооперации с другими эвакуированными предприятиями отрасли. Из-за этого СТЗ будет вынужден делать все комплектующие самостоятельно.
Выпуск продукции будет осуществляться даже в период после прорыва вермахта к Сталинграду 23 августа 1942 года, причем попытка захвата города «сходу» ударом вдоль реки с севера будет отбита с участием бригады рабочего ополчения Сталинградского тракторного завода под руководством командира бригады инженера-технолога Николая Леонтьевича Вычугова.
Производство будет окончательно остановлено только 13 сентября 1942 года, когда бои начнутся уже непосредственно на территории завода. 23 февраля 1943 года ГКО СССР примет постановление о восстановлении производства танков и тракторов на СТЗ.
---------------------------------------------------------------------------------------------------
С 1937 по 1938 г., с началом сталинских репрессий, Карла вызывают в НКВД: на тот момент интересовались немецкими рабочими. Может быть, Карл попал под подозрение как иностранец, а может быть потому, что его имя по документам стало звучать как немецкое. Так или иначе, Карл не понимает немецкий; его держат в НКВД всю ночь и отпускают только под утро, и запрещают говорить жене о том, где он был.
В указанный период по политическим статьям было расстреляно не менее 725 тысяч и арестовано более 1,7 млн человек.
В 1939 году Карла исключат из КПСС за то, что он чех, хоть он и имел советское гражданство. Спустя годы его реабилитируют и восстановят членство в партии.
Анна всегда была рядом с мужем, налаживала быт, старалась повкуснее накормить семью. По выходным с семьей и друзьями они выезжали на Волгу. Карл был заядлым рыбаком.
---------------------------------------------------------------------------------------------------
Пока семья Соукуп живет в Сталинграде, в их родной стране происходят трагические исторические события. К 1938 году часть территории Чехословакии оккупирована нацисткой Германией.
Во время оккупации заводы Шкода, на одном из которых работал Карл, начнут поставлять немецкой армии танки Panzer 35(t) и истребители танков Jagdpanzer 38, основанные на более ранних разработках для Чехословацкой армии.
Во время оккупации было убито от 294 000 до 320 000 граждан, большинство из которых были евреями.
Массовые убийства были особенно жестокими после убийства Рейнхарда Гейдриха, включая печально известную резню в Лидице. Многие были призваны на рабский труд в Германию.
---------------------------------------------------------------------------------------------------
17 августа 1935 года открывается Сталинградский медицинский институт, который сегодня известен как Волгоградский медицинский университет. С 1 октября 1936 года на 8 кафедрах единственного лечебного факультета начали свое обучение 172 студента. Большинство занятий проводятся в двухэтажном здании Сталинградского медполитехникума на улице Советская, 19. В этот институт поступает дочь Карла Милада.
С 1936 по 1941г.г. Милада проходит обучение в Сталинградском медицинском институте на Лечебно-профилактическом факультете. После окончания института и распределения молодые специалисты должны были отработать не менее трёх лет.
Но 22 июня 1941 года фашистская Германия без объявления войны внезапно напала на СССР. Военные действия быстро развернулись на широком фронте. Вражеские самолеты с первых дней войны подвергли массированной бомбардировке расположения советских войск, коммуникации и железнодорожные узлы, промышленные центры, крупные города – повсюду сея массовые разрушения и смерть.
В 1941 году Миладу и других её однокурсников эвакуировали в Актюбинскую область Казахской АССР.
С 1941 года она работала врачом в больнице Учмед-14 станции Челкар.
В годы Великой Отечественной войны из Челкара на фронт отправились 7,5 тыс. человек, из которых около 1,8 тыс. вернулись живыми, 1951 человек пропали без вести, а остальные пали на поле боя.
Семья Милады тем временем осталась в Сталинграде. 17 июля 1942 года авангарды 6-й армии Паулюса на реках Чир и Цимла вступили в бой с подразделениями 62-й и 64-й армий Сталинградского фронта.
Это было началом Сталинградской битвы, которая длилась 200 дней и ночей до 2 февраля 1943 года.
В 1942 году Сталинград подвергнется массированным бомбардировкам со стороны Люфтваффе. К августу 1942 года немецкие сухопутные войска, входившие в состав 6-й армии, подошли к пригородам Сталинграда.
23 августа 1942 года началась бомбардировка с использованием 1000 тонн осколочных и зажигательных бомб в ходе 1600 вылетов. Со слов британского военного историка Энтони Джеймса Бивора, воздушное нападение на Сталинград было наиболее концентрированным на Восточном фронте и было самой интенсивной воздушной бомбардировкой на Восточном фронте на тот момент. По меньшей мере 90% жилого фонда было уничтожено в течение первой недели бомбардировок, по оценкам, погибло около 40 000 человек, возможно, до 70 000 человек, хотя это может быть преувеличением. Также считается, что 150 000 человек были ранены. В течение следующих двух дней в разрушенном городе были совершены новые поджоги, окутавшие его густым черным дымом.
Сталинградский тракторный завод продолжал производить и ремонтировать танки, даже когда линия фронта подошла к заводским стенам. Работа кипела круглосуточно несмотря на обстрелы и бомбежки. С 23 августа по 12 сентября 1942 года было выпущено 68 танков и отремонтировано 23.
29 августа 1942 года предприятие приступило к эвакуации материальных ценностей в Астрахань. Часть станков смазывали и топили в Волге.
Во время эвакуации, которая началась не стихийно, а проводилась организовано, работало 28 переправ. Эвакуация проходила в труднейших условиях. Город и переправы все время подвергались вражеской бомбежке с воздуха. Огонь пожирал квартал за кварталом.
Улицы центра города и Ворошиловского района, идущие к Волге, представляли собой огненные коридоры. Сплошь горел берег Волги. Все причалы и мостки были уничтожены. Население выводилось к берегу небольшими группами. В ожидании переправы оно укрывалось в 100-200 метрах от берега в щелях, блиндажах, водосточных трубах. Когда ослабевал налет вражеской авиации, а это бывало ночами, быстро производилась загрузка катеров. В первую очередь отправляли раненых и женщин с детьми.
28 августа Военный совет фронта приказал облвоенкомату начать отвод из города военнообязанных, работающих на заводах, предприятиях и учреждениях Сталинграда, что и было сделано к 5 сентября 1942 года.
На последних паромах Карл с Анной эвакуировались из разрушенного Сталинграда. Анна везла с собой швейную машинку Зингер, которую привезла из Чехословакии.
Их цех эвакуировали в посёлок железнодорожной станции Запасное между г. Магнитогорск и г. Карталы в Челябинской области. В лесу располагался небольшой завод и двухэтажный барак для рабочих и их семей. Напротив были сараи и огороды, а вокруг лес, полный грибов и ягод.
Весной на лугах собирали дикий лук и щавель, в лесу росли малина, вишня, земляника и грибы, все собирали и сушили на зиму.
На огороде сажали картошку из глазков. Из молодой лебеды Анна готовила гуляш, вкусный, как из мяса.
Война продолжалась, завод выпускал продукцию для фронта. Жили дружно, все помогали друг другу чем могли. Женщины занимались хозяйством, у всех были козы или коровы. Дети бегали сами по себе, старшие присматривали за малышами.
Милада тем временем по-прежнему находится вдалеке от семьи. Приказом №19 от 30.01.1942 года врача Учмед-14 станции Челкар, в январе 1942 года Соукуп Милада Карловна была откомандирована в распоряжение начальника головного ремонтно-восстановительного поезда №30 (Горем-30) (Управление Военно-восстановительных работ №2 (УВВР-2)) на должность врача хирурга. На тот момент ей исполнилось 24 года. Она работает в медицинской службе начальником санчасти до 8 февраля 1943 года.
---------------------------------------------------------------------------------------------------
Управление военно-восстановительных работ № 2 (УВВР-2) (Ленинградский фронт) создано в 1942 году для руководства всеми железнодорожными восстановительными и заградительными работами на фронте.
В состав УВВР-2 входили: 9-я, 11-я (до февраля 1943 года и с 15 февраля по 23 апреля 1944 года) и 21-я (с 8 февраля 1944 год) железнодорожные бригады, ряд специальных формирований НКПС и ремонтных поездов, мостопоезд № 1.
Главные усилия Управления в 1942—1943г.г., были сосредоточены на сооружении, восстановлении и эксплуатации транспортных объектов, обеспечивавших коммуникации Ленинграда (в т.ч. «Дорога жизни»), их связь с железнодорожной сетью страны.
В феврале 1942 года была открыта железнодорожная линия Войбокало — Коса (на юго-восточном берегу Шлиссельбургской губы Ладожского озера) протяжённостью 34 км, построены новые и развиты имевшиеся станции и разъезды от юго-западного берега Ладожского озера к Ленинграду, что значительно увеличило пропускную способность «Дороги жизни». К навигации 1942 года осуществлено строительство портовых сооружений на восточных и западных берегах Ладожского озера. Только в Кобона-Кореджском порту возведено 11 пирсов общей длиной около 5 км.
В феврале — мае 1942 года построена узкоколейная военно-полевая линия Жихарево—Жарок (43 км), что улучшило доставку грузов для 54-й армии, летом 1942 год — железнодорожная линия Любытино-Неболчи (53 км), обеспечившая выход поездам с Октябрьской на Советскую железную дорогу.
В июле 1942 года по решению Военного совета Ленинградского фронта была организована паромная железнодорожная переправа через Ладогу. За навигацию на паромах было эвакуировано из Ленинграда 139 паровозов с тендерами и 3674 вагона с оборудованием, в Ленинград доставлено 2633 вагона с боеприпасами, боевой техникой и продовольствием.
Головной ремонтно-восстановительный поезд №30 (Горем-30).
Для выполнения восстановительных работ, усиления пропускной способности железных дорог и эксплуатации восстановленных участков в 1919 году создаётся специальная восстановительная организация НКПС (Народный комиссариат путей сообщения) и головные ремонтно-восстановительные поезда (горемы). Горемы были в достаточной мере оснащены восстановительной техникой и комплектовались квалифицированными специалистами.
В целях повышения качества транспортного обеспечения боевой деятельности Красной Армии Реввоенсоветом Республики и НКПС были разработаны и введены в действие соответствующие документы нормативно-правового характера по организации строительно-восстановительных и заградительных работ на фронтовых железных дорогах. В них определялись особенности использования головных ремонтных поездов должностными лицами РККА, разграничивались полномочия горемов и военных железнодорожных подразделений, устанавливался порядок постановки заграждений.
Созданная в годы гражданской войны организация строительно-восстановительных и заградительных работ силами подразделений Железнодорожных войск и восстановительных органов НКПС (горемов) была достаточно надежна и отличалась определенной эффективностью.
Государственный Комитет Обороны 3 января 1942 года принял постановление «О восстановлении железных дорог». Руководство восстановительными и заградительными работами возлагалось на НКПС и его органы. В системе НКПС создано Главное управление военно-восстановительных работ (ГУВВР), в ведение которого переданы все железнодорожные войска и спецформирования НКПС.
На фронтах организованы управления военно-восстановительных работ (УВВР). Начальник УВВР в большинстве случаев являлся и начальником железнодорожных войск фронта.
В состав спецформирований входили: головные ремонтные поезда (горемы), поезда для восстановления водоснабжения (водремы), поезда для восстановления связи и сигнализации (связьремы), мостовые восстановительные поезда (мостопоезда), мостовые восстановительные отряды (мостоотряды), поезда по ремонту подвижного состава (подремы). Кроме перечисленных спецформирований, были созданы строительно-монтажные и ремонтно-сварочные поезда, мостовые базы по заготовке конструкций, головные базы (для хранения и снабжения материалами работ на головных участках).
На восстановительные работы переключались многие строительные и ремонтные организации НКПС (машинно-путевые станции, стройпоезда и ряд других подразделений).
Спецформирования НКПС укомплектовали необходимым оборудованием, транспортными средствами, квалифицированными работниками, которые по решению Государственного Комитета Обороны были переведены на положение состоящих в рядах Красной Армии.
Состав поездов включал путевых и дорожных рабочих, мостостроителей, связистов, ремонтников, врачей, водителей.
Противник разрушал железнодорожные пути авиабомбами и специально разработанными машинами путеразрушителями “Крюк”.
В нацистской Германии основным поставщиком военной техники были заводы Круппа. Именно на них с 1942 года началось производство путеразрушителей, внешне похожих на гигантский крюк. На подготовку процесса немцам требовалось от шести до восьми минут. Вся рабочая команда состояла из 10 человек. Шпалы ломались на 100%, также часто повреждались и сами рельсы.
О причиненных противником повреждениях и объеме работ, выполненных личным составом ремонтно-восстановительных бригад, говорят такие данные. Только за 10 месяцев 1943 год авиация противника разрушила более 170 км пути и около 248 проводо-километров связи. Наиболее частым и массированным налетам подвергались железнодорожные узлы Волховстрой, Тихвин, Будогощь, Окуловка, Бологое, а также станции Войбокало, Жихарево, Малая Вишера и др. За 1942 год и 10 месяцев 1943 года на ст. Волховстрой-1 был произведен 1171 самолето-вылет и сброшено свыше 450 бомб, в результате чего разрушены пути (28 км), связь (1291 проводо-километр).
Особенно стремился противник разрушить железнодорожные мосты через р. Волхов. Двумя массированными налетами авиации 1 июня 1943 года ему удалось на время разрушить оба моста (металлический - основной и деревянный - дублер). Восстановление моста-дублера производило управление военно-восстановительных работ Волховского фронта. Оно завершилось к 5 июня и было осуществлено в течение 85 часов, на 17 часов ранее срока, установленного народным комиссариатом путей сообщения.
---------------------------------------------------------------------------------------------------
Приказом №25 от 8 февраля 1943 года прибывшего из спецформирования врача Соукуп Миладу Карловну с 9 февраля 1943 года назначили начальником железнодорожной больницы станции Шубар-Кудук. Здесь 29 июня 1943 года у неё родилась дочь Людмила.
Боевой путь
Волховский фронт
После войны
После войны с января 1945 года Милада продолжила свою трудовую деятельность в должности врача-педиатра детской больницы станции Оренбург, Врачебно-санитарной службы Южно-Уральской железной дороги. Здесь 28 июля 1945 года у неё родился сын Юрий.
Её отец, мать и сестра в 1945 году тоже переезжают в г. Оренбург, устраиваются на завод им. Кирова. На Оренбургском рынке даже после войны было все. Караваны верблюдов везли продукты из Казахстана большие бурдюки с кумысом, мясо и прочее. Так как холодильников не было, Анна ежедневно ходила на рынок за продуктами.
Они жили рядом с рынком в комнате площадью 15м2, расположенной в мужском общежитии Железнодорожного техникума. Раньше там находился еврейский молитвенный дом. Потолки были высотой 5 метров, большие окна. Туалет был на улице, а в комнатах – печки, которые топились углем, причем топка располагалась в комнатах, а задвижки – в коридоре.
Однажды вся семья чуть не угорела из-за того, что кто-то из учащихся закрыл задвижку. Спасла милиция, которая во время проверки паспортов обнаружила их и вынесла всех на мороз – так и остались живы. Летом во время ремонта они жили в общежитии одни. В таких условиях они прожили 15 лет.
Приказом №83/П от 15 июня 1951 года врачу поликлинического отделения детской больницы станции Оренбург присвоили звание Инженер-капитана административной службы. Милада прожила долгую жизнь, продолжала работать врачом, воспитывала детей, внуков и правнуков, всегда сохраняла трезвый ум и 16 октября 2008 года, закончила свой жизненный путь в возрасте 89 лет.