Василий
Трофимович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Награды.
Орден “КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ” (08.1945).
Медаль "ЗА ПОБЕДУ НАД ГЕРМАНИЕЙ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941 - 1945 ГГ.".
Звание.
Гвардии старшина.
Должности.
Воздушный стрелок - радист экипажа авиационной эскадрильи 36 минно - торпедного авиационного полка, 1 минно - торпедной авиационной дивизии ВВС ВМФ (ЧФ; 1.12.1944).
Воздушный стрелок радист старший экипажа авиационной эскадрильи Управления 13 гвардейского минно - торпедного Констанцкого Краснознамённого полка, 2 гвардейской минно - торпедной авиационной Севастопольской Краснознамённой дивизии имени Героя Советского Союза Н. А. Токарева, ВВС ВМФ (ЧФ; 05.1944 - 05.1945).
Гвардии старшина ГОНЧАРОВ ВАСИЛИЙ ТРОФИМОВИЧ, 1923 года рождения, место рождения - Украинская ССР, Екатеринославская губерния, Бахмутский уезд, Бахмутская волость, г. Юзовка (по административному делению: 1. Украинская ССР, Донецкая область, г. Сталино (г. Донецк, с 1961г.); 2. УКРАИНЫ: Донецкая область, г. Донецк), русский. В РККА призван 10.1941 года. Образование: 1. Гражданское (общее): Школа (в ?г.); 2. Военное: нет. В Великой Отечественной войне, с 10.1941 года, в должности: Воздушного стрелка - радиста экипажа авиационной эскадрильи 36 минно - торпедного авиационного полка, 1 минно - торпедной авиационной дивизии ВВС ВМФ (ЧФ). 30.01.1944 года, не вернулся, с экипажем, (в составе: 1. Командира: Командира 1 минно - торпедной авиационной дивизии ВВС ВМФ (ЧФ) ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА генерал - майора авиации ТОКАРЕВА ВАСИЛИЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА (31.03.1907 - 30.01.1944); 2. Адъютанта 1 авиационной эскадрильи (на месте штурмана) майора МАРКИНА НИКОЛАЯ АДРЕЕВИЧА (19.12.1907 - ), с боевого задания, Дуглас A-20 «Бостон» (Douglas A-20 Boston) сбит ЗА противника над целью, в районе г. Евпатория, Крымской АССР. Обстоятельства гибели командира 1 минно - торпедной авиационной дивизии ВВС ВМФ (ЧФ) ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА генерал - майора авиации ТОКАРЕВА ВАСИЛИЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА: “30 января1944 года погиб в районе села Уютное, под г. Евпатория. По воспоминаниям генерал-лейтенанта авиации Хохлова П. И., генерал - майор авиации Токарев В. А. остался недоволен неудачным бомбометанием одного из полков, выполненным по транспортному конвою, шедшему в г. Евпатория, и решил попытаться совершить торпедную атаку, на конвой, до того, как конвой сможет укрыться в порту г. Евпатория. В результате, за короткое время, удалось подготовить к взлету лишь два торпедоносца Дуглас A-20 «Бостон» (Douglas A-20 Boston), один из которых вернулся на аэродром из-за неисправности. Торпедную атаку генерал - майор авиации Токарев В. А. совершал на одном торпедоносце Дуглас A-20 «Бостон» (Douglas A-20 Boston), под прикрытием семи истребителей P-39 “Аэрокобра” (Bell P-39 “Airacobra”), которые пытались отвлечь противника, выполняя штурмовку кораблей. Тем не менее огонь зенитной артиллерии сосредоточился на самолете генерал - майора авиации Токарева В. А, у которого загорелся правый двигатель. Генерал - майору авиации Токареву В. А. удалось посадить самолет в районе Мойнакского озера, при этом сам он погиб, а штурман майор Маркин Николай Андреевич и стрелок - радист сержант Гончаров Василий Трофимович были, в тяжелом состоянии, взяты в плен. Наиболее вероятной признается гибель генерал - майора авиации Токарева В. Н. в результате ранения, полученного им еще в воздухе. Кроме того, на основании архивных данных, Морозов указывает, что для генерал - майора авиации Токарева В. Н. это был первый боевой вылет, на недавно освоенном им Дуглас A-20 «Бостон» (Douglas A-20 Boston), и первый вылет для низковысотного торпедометания. Мотивом, побудившим генерал - майора авиации Токарева В. Н. совершить рискованную атаку, могла стать эйфория от получения высокого звания: 29 января командующий флотом адмирал Владимирский Л. А. лично вручил полковнику Токареву В. Н. генеральские погоны. Целью генерал - майора авиации Токарева В. Н. оказались БДБ “F 333”, “F 382” и охотник “Uj 308”, стоявшие на якорной стоянке, которые не получили повреждений (что подтверждается как немецкими данными, так и в боевом донесении Денисова).". Пленён. В плену с 30.01.1944 года по 3.05.1944 года. Освобождён. Прошёл специальную проверку Отдела контразведки “СМЕРШ”. Подолжил службу в ВВС ВМФ в должности: Воздушного стрела радиста старшего экипажа авиационной эскадрильи Управления 13 гвардейского минно - торпедного Констанцкого Краснознамённого полка, 2 гвардейской минно - торпедной авиационной Севастопольской Краснознамённой дивизии имени Героя Советского Союза Н. А. Токарева, ВВС ВМФ (ЧФ). Награды: 1. Орден “КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ” (08.1945); 2. Медаль "ЗА ПОБЕДУ НАД ГЕРМАНИЕЙ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941 - 1945 ГГ.". Вернулся с Великой Отечественной войны. Продолжил службу в ВВС ВМФ ВС СССР. Уволен, в запас, в 1946 году. Послевоенная трудовая деятельность: Художник. Умер в 2008 году. Захоронен: РЕСПУБЛИКА УЗБЕКИСТАН (Ўзбекистон Республикаси), Ташкентская область (Toshkent viloyati), Чирчикский район, г. Чирчик (Chirchiq), городское кладбище, индивидуальная могила. Родственники: Украинская ССР, Сталинская область, г. Сталино, ул Челюскинцев, дом 169, кв. №2, мать - Гончарова Пелагея Тихоновна.
В БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ, НА ФРОНТАХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ:
- провел успешных боевых самолёто - вылетов: 59 (на 05.1945г.): из них 19 ночью.
- участие в торпедных атаках: 4
- участие в уничтожении:
4 транспортов общим водоизмещением 5.000 тонн.
2 СКА (сторожевой катер).
1 БДБ (быстроходная десантная баржа).
1 сухогрузной баржи.
11 очагов пожаров.
- сбил самолётов:
Данные из УПК (учётно - послужной карты, портал "ПАМЯТЬ НАРОДА 1941 - 1945").
Дата рождения __.__.1923
Место рождения Украинская ССР, Сталинская обл., г. Сталино
Место призыва Сталино-Заводский РВК, Украинская ССР, г. Сталино, Сталино-Заводский р-н
Дата призыва __.__.1942 ; __.10.1941
Воинское звание ст. краснофлотец ; гв. старшина ; гв. ст. сержант ; ст. сержант
Воинская часть чф 36 ап ввс
36 минно-торпедный авиационный полк
Военно-воздушные силы Черноморского флота
13 гвардейский морской разведывательный авиационный полк
Награды Орден Красной Звезды (2)
Документ в учётной картотеке.
Гончаров Василий Трофимович
Дата рождения: __.__.1923
Место рождения: г. Сталино
Место призыва: Сталино-Заводский РВК, Украинская ССР, г. Сталино, Сталино-Заводский р-н
Воинское звание: ст. краснофлотец
Последнее место службы: чф 36 ап ввс
Причина выбытия: жив
Картотека моряков.
Гончаров Василий Трофимович
Дата рождения: __.__.1923
Место рождения: Украинская ССР, Сталинская обл., г. Сталино
Наименование военкомата: Сталинский ГВК, Украинская ССР, Сталинская обл., г. Сталино
Дата поступления на службу: __.10.1941
Воинское звание: ст. сержант
Наименование воинской части: 36 мтап , гап
Гончаров Василий Трофимович
Дата рождения: __.__.1923
Наименование военкомата: Сталино-Заводский РВК, Украинская ССР, г. Сталино, Сталино-Заводский р-н
Дата поступления на службу: __.__.1942
Воинское звание: ст. краснофлотец
Наименование воинской части: 36 ап ввс ЧФ
Донесение о безвозвратных потерях.
Гончаров Василий Трофимович
Дата рождения: __.__.1923
Место рождения: Украинская ССР, Сталинская обл., г. Сталино
Дата призыва: Сталино-Заводский РВК, Украинская ССР, г. Сталино, Сталино-Заводский р-н
Воинское звание: ст. краснофлотец
Последнее место службы: чф 36 ап ввс
Дата выбытия: 30.01.1944
Причина выбытия: убит
Гончаров Василий Трофимович
Дата рождения: __.__.1923
Место рождения: Украинская ССР, Сталинская обл., г. Сталино
Дата призыва: __.__.1942 Сталино-Заводский РВК, Украинская ССР, г. Сталино, Сталино-Заводский р-н
Дата призыва: __.__.1942
Воинское звание: ст. краснофлотец
Последнее место службы: чф ввс 36 ап
Дата выбытия: 30.01.1944
Причина выбытия: погиб
Гончаров Василий Трофимович
Дата рождения: __.__.1923
Место рождения: Украинская ССР, Сталинская обл., г. Сталино
Дата призыва: __.__.1942 Сталино-Заводский РВК, Украинская ССР, г. Сталино, Сталино-Заводский р-н
Дата призыва: __.__.1942
Воинское звание: ст. краснофлотец
Последнее место службы: чф 36 ап ввс
Причина выбытия: жив
Гончаров Василий Трофимович
Воинское звание: ст. краснофлотец
Последнее место службы: чф ввс
Причина выбытия: жив
Документ, уточняющий потери.
Гончаров Василий Трофимович
Дата рождения: __.__.1923
Воинское звание: ст. краснофлотец
Последнее место службы: чф 36 мтап ввс
Причина выбытия: жив
Картотека награждений.
Гончаров Василий Трофимович
27.08.1945
Дата рождения: __.__.1923
Место рождения: Украинская ССР, Сталинская обл., г. Сталино, Челюскинцев, 169
Дата поступления на службу: __.__.1941
Воинское звание: гв. ст. сержант
Экипаж: 3 человека (1. Лётчик - командир экипажа; 2. Штурман; 3 Задний стрелок - радист).
1. Командир: Токарев Николай Александрович (31.03.1907 - 30.01.1944), ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА майор (генерал - майор авиации с 22.01.1944г.), период командования: 11.1941 - 10.1942. Личная страница “ВИКИПЕДИЯ”: https://clck.ru/34U5sQ
2. Штурман: Маркин Николай Андреевич (19.12.1907 - ), майор. Личная страница на портале “БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК”: https://www.moypolk.ru/soldier/markin-nikolay-andreevich-2
3. Задний стрелок - радист: Гончаров Василий Трофимович (1923 - 2008), гвардии старшина. Личная страница на портале “БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК”: https://www.moypolk.ru/soldier/goncharov-vasiliy-trofimovich
Приложение:
1. 36 минно - торпедный авиационный Краснознамённый полк ВВС ВМФ ("ВИКИПЕДИЯ": http://surl.li/hiywf ); “Командный, начальствующий и политический состав ВВС ВМФ в 1941 – 1945 годах” (автор Бортстрелок, “Полковник”, "ПОИСКОВОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ТРИЗНА", Межрегиональная молодёжная общественная организация: http://surl.li/hjfss ); 5 минно - торпедная авиационная Киркенесская Краснознамённая дивизия ВВС ВМФ (СФ; "ВИКИПЕДИЯ": https://clck.ru/MnRTU )::
"История. В ВВС Черноморского флота. 36-й минно-торпедный авиационный полк был сформирован в период с 4 марта по 15 апреля 1942 года. После окончания формирования он вошёл в состав ВВС Черноморского Флота. Командиры эскадрилий и звеньев прибыли с ТОФ, а лётчики — из лётных училищ Морской Авиации. Полк создавался по штату 030/255-А и имел две эскадрильи по 10 самолётов ДБ-3.
С 15 апреля до 5 июня 1942 года в полку проводилась боевая подготовка. С 6 июня полк поступал в распоряжение заместителя НК ВМФ адмирала И. С. Исакова, с дислокацией на аэродроме Белореченская (в 20 км северо-западнее Майкопа).
При перелёте один бомбардировщик потерпел катастрофу на промежуточном аэродроме в селе Борское, где базировался 2-й ЗАП ВВС ВМФ. Погибли стрелок-радист и два механика. В Майкопе, во время учебно-тренировочного полёта, разбилась машина командира 2-й АЭ капитана П. Осипова. Весь экипаж погиб. За высокую аварийность командир полка А. Г. Биба был снят с должности. Вместо него командиром 36-го МТАП был назначен майор А. Я. Ефремов.
Первый боевой вылет полка состоялся в ночь на 28 июня, когда бомбардировщики ДБ-3ф 5-го гвардейского МТАП и 36-го МТАП бомбили ялтинский порт, где базировались итальянские торпедные катера. 1 июля 1942 года экипажи полка прикрывали с воздуха эвакуирующиеся из Севастополя корабли Черноморского флота. В ночь с 5 на 6 июля самолёты полка ставили мины на внешнем рейде и фарватере Севастополя.
В ночь на 12 июля 1942 года 11 ДБ-3Ф 36-го МТАП, совместно с 9 ДБ-3Ф 5-го гв. МТАП, а также с 6 Пе-2 и 6 СБ 40-го БАП, под прикрытием истребителей 62-го ИАП, совершили налёт на плавсредства противника в порту Мариуполь. 25 и 26 июля самолёты полка бомбили скопление эшелонов противника на станции Керчь-2, а ночью нанесли удар по аэродрому противника в станице Таяршской. Кроме того, в конце июля полк неоднократно вылетал на бомбежку переправ в районах Цимлянской и Белой Калитвы.
1 августа полк производил минирование Керченского пролива. В последующие дни он наносил удары по плавсредствам противника в портах и аэродромах Керчь-2 и Багерово.
4-5 августа 1942 года, ввиду неблагоприятной обстановки на сухопутном фронте, 36-й МТАП был перебазирован с аэродрома Белореченская на аэродром Адлер. В это же время полк был включён в состав 63-й бригады ВВС ЧФ, вместе с 5-м гв. МТАП и 40-м БАП.
17 августа самолёты полка, в составе бригады, были направлены на бомбардировку немецких танковых колонн. 24 августа и в последующие дни полк наносил удары по скоплениям войск и техники противника. В первых числах сентября задачей полка было нанесение бомбовых ударов на новороссийском направлении. 4 сентября 1942 года полк перебазировался с аэродрома Адлер на аэродром Алахадзе в 15 км от Сухуми.
9 сентября 1942 года 4 ДБ-3Ф 36-й МТАП и 4 ДБ-3Ф 5-го гв. МТАП нанесли бомбовый удар по Ялтинскому порту. В результате налёта, были потоплены итальянские торпедные катера MAS-571 и MAS-573, а также повреждены ещё 3 катера.
С середины сентября полк стал выполнять воздушную разведку в юго-восточной и юго-западной частях Чёрного моря и осуществлять поиск кораблей противника в торпедоносном варианте. Таким образом, только спустя пять месяцев с момента формирования 36-й МТАП приступил к выполнению боевых задач по своему основному предназначению.
Во второй половине сентября полк продолжал наносить удары по плавсредствам противника в море и портах Керчь и Балаклава, а также по скоплениям войск на перевалах. Кроме этих задач, на экипажи полка была возложена и весьма специфическая задача — поиск подводных лодок возле Кавказского побережья.
К 24 сентября, из-за больших потерь, 36-й МТАП располагал всего 11 самолётами Ил-4, из которых было только 7 исправных.
С начала октября экипажи полка выполняли минные постановки в Керченском проливе, бомбили порты Ялта, Тамань, Балаклава.
С 9 октября 1942 года полк был переведён на штат 030/264. В соответствии с ним, в полку было три эскадрильи по 10 самолётов и ещё 2 самолёта в управлении.
28 октября 1942 года оставшиеся 11 самолётов Ил-4 и 14 экипажей были переданы в 5-й гв. МТАП ЧФ. Остальные экипажи в ноябре выехали в Казахстан, на станцию Тайнча, где им предстояло получить новую авиатехнику и переформироваться на базе 3-го ЗАП ВВС ВМФ.
За время активных боевых действий, с июня по ноябрь 1942 г., полк уничтожил более 30 боевых кораблей и транспортов, 15 самолётов противника, более 100 автомашин, около 60 железнодорожных вагонов, разрушил 4 переправы, 10 портовых сооружений, 10 складов с горючим и боеприпасами, более 5000 солдат и офицеров.
В период со 2 по 18 января 1943 года 36-й дальнебомбардировочный авиационный полк (так он стал именоваться) вернулся на кавказский аэродром Джандар-Гель. Там он был вторично переформирован по штату 030/264 трёхэскадрильного полка, пополнен выпускниками лётных училищ и лётчиками ВВС ТОФ, и переучен на американские самолёты А-20В и А-20G «Бостон». Новые самолёты не были оборудованы торпедными мостами.
С 19 марта 1943 года 36-й ДБАП вернулся в боевой состав Авиации Черноморского Флота.
25 апреля 1943 года полк перебазировался на аэродром Алахадзе, и с 30 апреля вновь приступил к боевой работе.
До середины 1943 года полк был отдельным, подчинённым непосредственно командующему ВВС ЧФ, а летом того же года он был включён в состав 1-й МТАД (бывшая 63-й БАБ).
В июне 1943 года 1-я АЭ 36-го ДБАП приступила к обучению низковысотному торпедометанию, которое было завершено в начале августа, и 9 августа состоялся первый вылет на «свободную охоту» с торпедами.
К сентябрю 1943 года часть полка базировалась на аэродроме Геленджик.
26 сентября 1943 года 15 самолётов A-20G «Бостон» 36-го ДБАП, под командованием Героя Советского Союза подполковника А. Я. Ефремова, совместно с самолётами Пе-2 40-го БАП и Ил-4 5-го гв. МТАП ВВС ЧФ, нанесли удар по порту Севастополь. В результате удара, были уничтожены транспорт, 2 катера и склад.
28 сентября произошло одно из наиболее трагических событий в истории полка. В этот день семёрка самолётов A-20G «Бостон», возглавляемая командиром 1-й АЭ майором А.И. Фокиным, вылетела с аэродрома Геленджик на нанесение низковысотного торпедного удара по румынской ВМБ и порту Констанца. Это был единственный случай такого применения торпедного оружия в ВВС ВМФ в годы войны. В результате этого налёта противник серьёзных потерь не понёс. Среди самолётов ударных групп три торпедоносца были подбиты над целью.
По состоянию на 1 октября 1943 года, в боевом составе полка числилось 11 А-20С и 6 A-20G, из которых только 6 самолётов были оборудованы торпедными мостами. Основной задачей полка в это время была бомбардировка портов южного побережья Крыма.
В середине ноября 1-я АЭ полка перебазировалась на аэродром Скадовск, войдя в состав формируемой Скадовской авиагруппы, а 2-я АЭ — на аэродром Геленджик — Верхний.
В начале 1944 года в составе 36-го ДБАП имелось 6/6 A-20G и 2/2 А-20С на аэродроме Скадовск (1-я АЭ) и 9/9 A-20G на аэродроме Геленджик (2-я и 3-я АЭ). Кроме того, ещё один «Бостон» полка находился на аэродроме Мериа.
В ВВС Северного флота.
На основании Приказа НК ВМФ № 0122 от 15.02.1944 года, 36-й ДБАП в течение двух месяцев должен был быть перебазирован на Север на аэродром Ваенга-1. Взамен ему оттуда прибыл 29-й БАП ВВС Северного Флота. Тем же приказом полк вновь переименовывался в 36-й минно-торпедный авиационный полк. Однако, ввиду продолжавшихся ожесточённых боёв за освобождение Крыма и Севастополя, к марту 1944 г. 36-й МТАП, вместе с 5-м гв. МТАП, продолжали наносить удары по отступающему противнику.
В начале марта 1944 года в полку имелось всего 10 исправных «Бостонов» в 1-й и 2-й АЭ, а 3-я эскадрилья была «безлошадной».
23 апреля 5 A-20G 36-го МТАП, под прикрытием 6 истребителей 43-го ИАП, нанесли удар по транспорту водоизмещением 3000 т, двум тральщикам и двум сторожевым катерам.
24 апреля наиболее сильные удары ВВС ЧФ пришлись на долю прорывавшегося из Севастополя каравана, куда входил теплоход «Тотила», транспорты КТ-25, КТ-26, повреждённый эсминец «Реджеле Фердинанд» и несколько мелких кораблей эскорта. Бомбовой удар 15A-20G «Бостон» по конвою стал последней операцией 36-го МТАП на данном ТВД. На следующий день полк начал перебазирование на Север.
26 апреля 1944 года, передав оставшиеся «Бостоны» в 13-й гв. ДБАП ВВС ЧФ, 1-я и 3-я АЭ 36-го МТАП убыли на станцию Тайнча. Там они получили новые самолёты «Бостон» и на них перелетели на Север, а 2-я АЭ последовала за ними после 2 мая.
Всего за время своего пребывания в составе ВВС ЧФ (с учётом отвода в тыл на переформирование) полк потерял 13 самолётов и 9 экипажей.
К 1 июня 1944 года на аэродроме Ваенга-1 находилось 8 самолётов А-20. Ещё 20 «Бостонов» перелетело туда с 12 по 20 июня.
На Севере полк, вошедший в состав 5-й МТАД ВВС Северного Флота, учитывая низкий уровень торпедной подготовки экипажей, в основном, использовался в бомбардировочном варианте.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22.07.1944 года, «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество» 36-й МТАП был награждён орденом Красного Знамени.
21 сентября 1944 года произошёл трагический случай, оставивший тёмное пятно в истории полка. В этот день самолёт A-20G, пилотируемый капитаном Протасом, в районе м. Гамвик атаковал торпедой и потопил в надводном положении подводную лодку, оказавшуюся нашей гвардейской Краснознамённой Щ-402 (такое предположение высказало командование СФ).
В октябре 1944 года полк переключился на нанесение торпедных ударов по конвоям противника. За первые три месяца пребывания на Севере полк потерял 10 самолётов, то только за октябрь в боевых вылетах было потеряно 11 «Бостонов».
С ноября самолёты полка стали привлекаться к решению специфических задач: противолодочному охранению конвоев и поиску подводных лодок в операционной зоне флота.
По состоянию на 1 января 1945 года, в полку имелось 14 самолётов A-20G «Бостон» и 20 экипажей.
2 февраля полк понёс последнюю боевую потерю - не вернулся из вылета на поиск подводных лодок A-20G, пилотируемый лейтенантом Моисеевым. Всего за время своего пребывания в составе ВВС СФ полк потерял 23 самолёта и 18 экипажей.
23 апреля 1945 года пара A-20G сбросила бомбы на немецкую ПЛ, идущую под перископом. Лодка вскоре всплыла, имея большой крен. Лётчики сбросили на неё ещё серию бомб, после чего лодка скрылась под водой, оставив на поверхности большое масляное пятно. Объектом атаки, вероятно, была U-481.
По состоянию на 9 мая 1945 года в боевом составе полка оставалось всего 12 самолётов.";
Командиры:
Биба Алексей Григорьевич (25.02.1903 - 26.12.1972), майор (полковник с 1949г.), период командования: 03.1942 — 06.1942, снят. Личная страница “ВИКИПЕДИЯ”: https://clck.ru/34U5Qj
Ефремов Андрей Яковлевич (26.08.1910 - 5.01.1985), ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА, полковник, период командования: 06.1942 - 10.1944, 04.1945 - 12.1948. Личная страница “ВИКИПЕДИЯ”: http://surl.li/hizdv
Обухов Петр Николаевич (24.08.1913 - 1994), майор (гвардии полковник), период командования: 10.1944 - 12.1944 г., ВрИД. Личная страница на портале “БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК”: https://www.moypolk.ru/soldier/obuhov-petr-nikolaevich-2
Коптев Фёдор Матвеевич (07.12.1905 - ), майор (полковник), период командования: 12.1944 г. - 03.1945 г., ВрИД. Личная страница на портале “БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК”: подготовка к публикации
Заместитель командира по политической части:
Свиногеев Алексей Карпович, майор, период командования: 5.6.1944 — 04.1945.
Начальники штаба:
Пересада Григорий Степанович, подполковник, период командования: 5.06.1944 — 24.9.1944.
Сайганов Петр Иванович, майор, период командования: 3.10.1944 - 15.11.1944, врид.
Коптеев Федор Матвеевич, майор, период командования: 25.11.1944 — 27.12.1944.
Хелимский Моисей Абрамович, майор, период командования: 27.12.1944 — 2.02.1945, врид.
Матвеев Владимир Петрович, капитан, период командования: 10.02.1945 — 9.05.1945, врид.
2. Гвардии старшина ГОНЧАРОВ В. Т. в:
- “Списке личного состава 36 минно - торпедного авиационного Краснознамённого полка". Полная версия, с дополнениями, на личной странице полковника КОПТЕВА Ф. М. на портале "БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК": https://www.moypolk.ru/soldier/koptev-fedor-matveevich
3. Фотографии:
- личные и групповая гвардии старшины ГОНЧАРОВА В. Т. (портал “80-летию Сталинградской битвы”: http://surl.li/hizit ):
авторское писание:
“36 мтап. Воздушный стрелок радист экипажа авиационной эскадрильи гвардии старшина Гончаров В. Т.”; 3;
“Гвардии старшина Гончаров В. Т. у памятника, на месте падения самолёта, где, ошибочно, он значится, как погибший.”;
“Гвардии старшина Гончаров В. Т. с семьёй.”;
- 36 минно - торпедный Краснознамённый авиационный полк ВВС ВМФ ("ПОЛКИ И САМОЛЁТЫ": http://ava.org.ru/bap/36m.htm ):
авторское описание:
"36 мтап. Дуглас A-20 «Бостон» (Douglas A-20 Boston), материальная часть полка.";
“36 мтап. 1943г., г. Геленджик. Дуглас A-20 «Бостон» (Douglas A-20 Boston) тактический №41-3235, на аэродроме.”;
“36 мтап. На фоне Дуглас A-20 «Бостон» (Douglas A-20 Boston) тактические №№13, 18, технический состав 2 авиационной эскадрильи: Потапов Михаил Евдокимович, Васнев Борис Владимирович, Костырко Андрей Васильевич, Кустов Семен Александрович, Шинкарецкий Петр Васильевич, Куликов Виктор Васильевич.”;
“36 мтап. 1943г. Экипаж Г. Илюшкина у Дуглас A-20 «Бостон» (Douglas A-20 Boston), тактический № 17.”;
“36 мтап. 1943г., г. Геленджик. Личный состав 36 мтап. Капитан Ильюшкин Г. И. (1-й ряд, третий слева).(”Авиаторы Второй мировой: http://allaces.ru/p/people.php?id=10838 ; источник: Личный архив Ильюшкиной Антонины Сергеевны ;
“36 мтап. 1943г., г. Геленджик. Личный состав 36 мтап. Капитан Ильюшкин Г. И. (1-й ряд, второй справа.”; “Авиаторы Второй мировой”: http://allaces.ru/p/people.php?id=10838 ; источник: Личный архив Ильюшкиной Антонины Сергеевны );
“36 мтап. 1943г., г. Геленджик. Экипаж капитана Ильюшкина Г. И. (1-й справа) на фоне Дуглас A-20 «Бостон» (Douglas A-20 Boston.”; Авиаторы Второй мировой": http://allaces.ru/p/people.php?id=10838 ; источник: Личный архив Ильюшкиной Антонины Сергеевны );
“36 мтап. Экипаж капитана Ильюшкина (1-й слева) на фоне Дуглас A-20 «Бостон» (Douglas A-20 Boston). Большая заплатка на фюзеляже - последствия разрыва зенитного снаряда.”; ”Авиаторы Второй мировой": http://allaces.ru/p/people.php?id=10838 ; источник: Личный архив Ильюшкиной Антонины Сергеевны ); источник: Личный архив Ильюшкиной Антонины Сергеевны ).