Александр
Георгиевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
В 1934 г. закончил Северо-Кавказский топографический техникум(по окончании засекречен), работал в должности техника - топографа, старшего топографа, выполнял изыскательские работы для крупных государственных строек. С октября 1936г. призван в армию. Службу проходил в качестве курсанта в 8-м полку связи СКВО в г. Новочеркасске, где приобрел специальность командира отделения связи, затем командовал взводом. После демобилизации снова работал на изыскательских работах. С мая 1941г. находился в распоряжении Главного Управления Аэродромного Строительства НКВД СССР. Был командирован для выполнения работ на спец. строительство в Барановичский район (на границе с Польшей), где и встретил войну с первых минут её начала. Армейская выучка а также опыт полевой жизни в геодезических экспедициях помогли сохранить ему жизнь и тем кто находился с ним рядом. С августа 1941 г. был направлен в Центральный Отдел Специальных Заданий, которым после подготовки был командирован в 27-е Управление 51-й отдельной армии в Крым, г. Симферополь (в должности инженера геодезиста). Профессия и навыки топографа были особенно необходимы для Армии в военное время, а строевая и боевая подготовка приобретённая под руководством опытных офицеров на службе в полку связи, сделали Фрейман А.Г. практически кадровым военным специалистом, готовым к боевым действиям офицером. В октябре 1941г. он получает назначение в 62-й Военно - Дорожный отряд 6-го Военно - Дорожного Управления НКВД СССР, а в сентябре 1942г. назначается командиром 1-го отдельно действующего расширенного взвода (100 чел. бойцов, 6 старшин) 62-го ВДО НКВД СССР. Взвод которым командовал техник – лейтенант Фрейман А.Г. выполнял задания по прокладке военных троп в горах Кавказа, строительству дорог и мостов, наводил переправы через речки и реки, обеспечивал инженерное их обслуживание и охрану. Среди них были переправы в районе Тамани, через реки: Дон, Днепр, Днестр, Дунай. Отдельно действующий расширенный взвод мог одновременно выполнять несколько боевых заданий, когда одно из них выполнялось по устному приказу. Бойцы военно - доржных отрядов прокладывали дорогу тем, кто шёл первым на врага. С войсками Советской Армии в составе 62-й ВДО НКВД СССР Александр Георгиевич прошел освободительный боевой путь через Румынию, Болгарию, Югославию, Венгрию и завершил военный путь в мае 1945г. в Австрии. Александр Георгиевич Фрейман, участник Великой Отечественной Войны, с 22-го июня 1941г. в составе действующей армии нёс боевую службу с августа 1941г. по 15 мая 1945г. Выполнял за пределами Родины боевые задания по сентябрь 1945г. В январе 1946 назначается помощником начальника 63-го Военно - Дорожного отряда 6-го Военно - Дорожного управления НКВД СССР. Демобилизован 25 апреля 1947г. После демобилизации Александр Георгиевич работал в тресте «Рособлпроэкт» в должности старшего топографа.Снова изыскательские работы. Затем в апреле 1949 г. решением партийных органов направляется в «Управление строительства оросительных и гидротехнических сооружений» МВД СССР, на должность старшего инженера производственного отдела (с воинским званием «техник - лейтенант). По завершении работ на строительстве Волго - Донского соединительного канала и Цимлянского водохранилища Александр Георгиевич переходит на работу в Южное предприятие «Сельхозаэрофотосъёмка» (позднее переименовано в ВИСХАГИ).
Боевой путь
Июнь 1941г. - май 1945г. - Южный фронт, Северо-Кавказский фронт, 4-й Украинский фронт, 3-й Украинский фронт
Воспоминания
ПЕРЕПРАВА
Взгляните на карту по которой прошла война. Сколько на ней больших и малых рек, говоря языком военных-водных преград. Фашисты, отступая, разрушали мосты, переправы. А нам , понтонерам, надо было их восстанавливать, строить новые.
62-й военно-дорожный отряд (62-й ВДО), сформированный суровой осенью 1941 года в Ростове-на-Дону, нес эту нелегкую службу. Служили в нем воины из городов и станиц тихого Дона, в том числе мои земляки - новочеркассцы, а также парни Кубани и Украины, закавказских республик. Это была дружная боевая семья.
И хотя в обязанности наших понтонеров не входило идти в цепи наступающих, подниматься в атаку, но под огнем врага и бомбежками понтонеры прокладывали дорогу тем, кто шел первыми на врага.
Строили мы переправу через Дон, Днепр, Буг, Тиссу ... Особенно запомнился Дунай- широкий, полноводный, огненный. На заключительном этапе войны днем и ночью на этом водном рубеже не стихали жестокие бои. Во время сражения за Будапешт не раз понтонерам приходилось наводить мосты, восстанавливать их.
Вспоминаю, как фашисты много раз пытались подорвать уже собранную, действующую переправу на Дунае, направляя к ней по воде мины, различные "сюрпризы". Понтонеры бдительно оберегали переправу от взрывов.
18 января 1945 года фашистское командование бросило в бой большие силы танков, мотопехоты на узком участке фронта. Врагу удалось потеснить наши войска. Переправа через Дунай в районе населенного пункта Папа перестала существовать. Фашистские танки устремились по правому берегу Дуная, разрушая другие переправы, стремясь прорваться к группировке гитлеровских войск, окруженных в Будапеште. Создалась сложная обстановка. Но в этот момент героизм и мужество проявили воины 5-го Донского кавалерийского казачьего корпуса, действовавшие под командой офицеров Соловьева, Федько и Грязнова.
К 22 января пали все наши переправы через Дунай, прекратилось основное снабжение войск горючим, боеприпасами, продовольствием. Возникла угроза войскам, окружавшим Будапешт. Понтонерам 62-го ВДО было приказано срочно навести переправу вблизи Буда-Фок на острове Чепель.
В ходе боев в Венгрии наш 62-й отряд поредел. Но, благодаря героическим действиям казаков 5-го Донского, помогавшим нам техникой и всем необходимым, переправа через могучий Дунай в указанном месте была наведена досрочно. Положение наших войск с вводом ее в действие сразу же резко улучшилось. Гитлеровцев остановили, не дав им ходу к Будапешту. Вскоре наше командование предприняло контрнаступление и возвратило утраченные позиции.
Гитлеровцы, видя провал своих планов, пошли на новый коварный шаг. В этот год в Венгрии стояла суровая зима. У разрушенных "Королевских мостов", связывавших Буду и Пешт, собралась огромная масса льда. Фашисты подвели к нему минное устройство и взорвали. Целые айсберги двинулись вниз по течению на нашу переправу, а на них -мины.
В тот момент я был назначен начальником по охране переправы и взрывных работ на Дунае. Круглосуточно, не смыкая глаза, понтонеры, плавая на лодках, двигаясь по льдинам, обледеневшие и промокшие в студеной воде, обнаруживали и обезвреживали эти "сюрпризы", до подхода их к переправе. Горы льда двигались вниз по течению на переправу. Катастрофа неотвратима. Но как ее ослабить? Об этом мы быстро запросили командование. Началась схватка со льдом. По нему били из огневых средств с берега, бомбили с воздуха. Но невозможно было разрушить огромную массу ледяных махин, которые неудержимо неслись к
переправе. Они налегали на нее. Раздался треск, мост затрясся и с грохотом разорвался... Часть понтонных секций понесло вниз по течению к немецким позициям. Гитлеровцы обрадовались, что у нас не стало переправы. Но ненадолго. Бойцы и офицеры 62-го ВДО опять же с помощью казаков доблестного -го Донского под жестоким огнем, ночью, в кромешной тьме, на пределе всех человеческих возможностей восстановили переправу на прежнем месте. Переправа питала всем необходимым действующие
части, добивавшие гитлеровцев в Будапеште.
При выполнении любых боевых заданий личным примером воодушевляли понтонеров на подвиги коммунисты и комсомольцы. Так было и на Дунае. Мужественно и смело действовали например, мой земляк, наш парторг 62-го ВДО Ф.К. Куприянов, бывший преподаватель из Новочеркасска; коммунисты старший лейтенант Петр Нештенко, сержант Василий Данилов. Смело и решительно выполняли свои обязанности в самых сложных ситуациях старшие сержанты Уськов, Садковский, младший сержант Волочаев, понтонеры Кораблинов, Литвинов, Шатохин, Вишняков, Алданин и другие.
Гордятся мои однополчане, что они удостоены наряду с другими наградами Родины медали "За взятие Будапешта".
А.Фрейман,
офицер в отставке,
бывший командир взвода 62-го ВДО.