Федосин Яков Федорович
Федосин
Яков
Федорович
старший лейтенант / Авиатехник
4.04.1917 - 3.05.1993

История солдата

Мой дед, Федосин Яков Федорович, родился 4 апреля 1917 года в дер. Починок Кырчанского района Кировской области. После окончания педагогического техникума в 1937 году, был направлен Кировским РВК в Военно-морское авиационно-техническое училище им. Молотова. По окончании училища ему было присвоено звание "Воентехник 2-го ранга" по специальности "авиатехник". Был направлен для дальнейшего прохождения военной службы в 5-й истребительный авиационный полк ВВС Балтийского флота. Полк был сформирован в апреле 1938 года на аэродроме Низино под Ленинградом. Начало службы в действующей авиации совпало с Финской кампанией 1939-1940 годов. Полк моего деда принимал непосредственное участие в боевых действиях. 

С началом Великой Отечественной войны полк действовал на подступах к Ленинграду в интересах сухопутных войск, начиная с восточных районов Прибалтики, Псковской области. Вместе с тем, выполнял разведку в районе Нарва - Кингисепп - озеро Самро, так и разведку финских шхер от Выборгского залива. Со второй половины июля 1941 года вылетал с аэродрома в Клопицах под Ленинградом, а ближе к середине сентября 1941 года был перебазирован в Ленинград. С этого времени полк действует на ближних подступах к Ленинграду и над Финским заливом, прикрывает Кронштадт, участвует в эвакуации Ханко. В декабре 1941 года в полном составе полк переключился на прикрытие Дороги Жизни.

В январе 1942 года приказом Наркома ВМФ №10 за проявленную отвагу в воздушных боях с немецко-фашистскими захватчиками, за стойкость, мужество, дисциплину и организованность, за героизм личного состава преобразован в 3-й гвардейский истребительный авиационный полк ВВС Балтийского флота.

В марте 1942 года моего деда перевели в 12-ю отдельную истребительную авиационную Краснознаменную эскадрилью ВВС ВМФ (аэродром Приютино), где он обслуживал самолеты И-16. Основными задачами эскадрильи были сопровождение штурмовиков, охрана флота и подступов к Ленинграду. В течение 1942 года эскадрилья неоднократно перебазировалась на другие аэродромы Ленинградского региона. К середине сентября 1942 года в эскадрилье оставалось только два исправных самолета. Командованием было принято решение о переводе группы летчиков и технического персонала эскадрильи в другие авиационные части.

В октябре 1942 года мой дед был назначен в 7-ю учебную авиационную эскадрилью (аэродром Пильна), которая впоследствии была переформирована в 1-й учебный авиационный полк. С января 1943 года по май того же года мой дед служил в 3-й отдельной буксировочной авиационной эскадрилье. К сожалению, ещё каких-либо сведений о 7-й уаэ и 3-й обукаэ я пока не нашел.

Закончил войну мой дед авиационным механиком в составе 10-го гвардейского истребительного авиационного Краснознаменного полка ВВС КБФ (10 гв. ИАП). Он был переведен в этот полк в мае 1943 года, а июле основная часть личного состава полка была направлена в тыл, на аэр. Новая Ладога, для переучивания на самолёты Ла-5. В то же время, около 10 самолётов И-153 из состава полка базировались на взлётной площадке о. Лавенсаари (вскоре были заменены самолётами Як-1). Кроме того, ещё не менее 20 самолётов И-15бис, И-153 и И-16 дислоцировались на аэр. Бычье Поле в Кронштадте. К осени 1943 года самолёты старых типов постепенно были заменены истребителями Ла-5. В начале октября 1943 года 10-й гв. ИАП, вооружённый самолётами Ла-5, перебазировался всем составом на аэродром Бычье Поле. В апреле 1944 года полк базировался на о. Лавенсаари.В июне 1944 года полк в составе 1-й гвардейской истребительной авиационной дивизии (1 гв. ИАД) принял участие в Выборгской наступательной операции советских войск, осуществляя прикрытие кораблей и десантов морской пехоты, а также сухопутных войск, действующих вдоль северного побережья Финского залива. При этом за 12 суток непрерывных воздушных боёв потерь в самолётах и лётчиках не имел. По состоянию на 1 июля 1944 года, в полку имелось на вооружении 35 истребителей Ла-5. К ноябрю 1944 года их число увеличилось до 43 единиц. С начала 1945 года и вплоть до конца войны в Европе в составе полка числилось 40 самолётов Ла-5. С 1946 года 10-й гв. ИАП 1 гв. ИАД входил в состав ВВС Южно-Балтийского флота (4-го ВМФ), дислоцируясь на аэр. Хайлигенбайль (ныне — Мамоново). Вскоре после войны самолёты Ла-5 были списаны и полк перевооружился на истребители США Р-39 "Аэрокобра" (а позднее на Р-63 "Кингкобра").

Мой дед служил в морской авиации Балтийского флота до 1950 года. Затем его перевели на Тихоокеанский флот, а в январе 1952 года направили на Военно-морскую базу ТОФ в г. Порт-Артур. Авиаполк, где служил мой дед, располагался близ китайской дер. Тученцзы. В том же году его назначили на должность преподавателя 537 школы младших авиационных специалистов 589 минно-торпедной авиадивизии. Преподавательской деятельностью мой дед занимался до демобилизации в мае 1955 года. После увольнения с военной службы он вместе с семьей поселился в г. Ейске Краснодарского края. Построил дом, в котором выросли мой отец и сестра отца.

Регион Кировская область
Воинское звание старший лейтенант
Населенный пункт: Киров
Воинская специальность Авиатехник
Место рождения Кировская область Кырчанский район деревня Починок
Дата рождения 4.04.1917
Дата смерти 3.05.1993

Боевой путь

Место призыва г.Киров Кировской обл.
Дата призыва 14.08.1937

Мой дед, Яков Федорович, участвовал в Финской кампании и Великой Отечественной войне. Он был авиационным техником, готовил самолеты к боевым вылетам. Его оружием были знания и умение применять эти знания в деле. Все, кто хоть немного знаком с авиацией, должны иметь представление о том, кто такие авиационные техники. Именно от этих малоизвестных людей зависел успех выполнения боевого задания летчиком, а зачастую и его жизнь. Подготовка самолета к боевому вылету была и остается одной из важнейших задач наземных служб. Именно на техническом персонале лежит ответственность за исправность всех узлов и агрегатов самолета. И пусть они не становились героями фронтовых сводок, но без них не смог бы подняться в небо ни один истребитель или бомбардировщик, и не было бы выдающихся воздушных схваток, из которых выходили победителями советские асы. На протяжении всех лет войны в любую погоду и днем, и ночью эти люди вносили свой вклад в общее дело победы над врагом.

Боевой путь моего деда:  1939 - март 1942 гг. - 5-й истребительный авиационный полк ВВС Балтийского флота;  март 1942 - октябрь 1942 гг. - 12 отдельная авиационная эскадрилья ВВС КБФ;  октябрь 1942 - январь 1943 гг. - 7 учебная авиационная эскадрилья ВВС КБФ;  январь 1943 - май 1943 гг. - 3 отдельная буксировочная авиационная эскадрилья ВВС КБФ;  май 1943 - июнь 1946 гг. - десятый гвардейский ИАП первой гвардейской ИАД  ВВС Южно-Балтийского флота (4 ВМФ) .

Награды

2 ордена "Красная звезда", медаль "За боевые заслуги"

2 ордена "Красная звезда", медаль "За боевые заслуги"

орден "Отечественная война" 2 степени

орден "Отечественная война" 2 степени

Медаль "За оборону Ленинграда"

Медаль "За оборону Ленинграда"

Медаль "За победу над Германией"

Медаль "За победу над Германией"

Медаль "Ветеран Труда"

Медаль "Ветеран Труда"

две медали "Китайско-Советская дружба"

две медали "Китайско-Советская дружба"

знак "Победитель социалистического соревнования 1973 г."

знак "Победитель социалистического соревнования 1973 г."

Наградной лист

Наградной лист

После войны

После войны мой дед продолжил военную службу в различных воинских частях в основном на должностях авиационного технического персонала. В конце военной службы работал преподавателем в школе младших авиационных специалистов. После переезда в г. Ейск Краснодарского края в 1955 году, был принят на работу в авиаремонтные мастерские специалистом по авиационным двигателям, узлам и устройствам самолетов Ейского высшего военного авиационного училища летчиков им. Комарова. 

Семья солдата

Курсант ВМАТУ им. Молотова. 1938 г.
Курсант ВМАТУ им. Молотова. 1938 г.

9 мая 1978 г. Ангелина Константиновна и Яков Федорович
9 мая 1978 г. Ангелина Константиновна и Яков Федорович

Яков Федорович с семьей: сестра-Антонина, мать, жена-Ангелина. 1939 г.
Яков Федорович с семьей: сестра-Антонина, мать, жена-Ангелина. 1939 г.

1947 г.
1947 г.

Однополчане

Гулин, Васенин, Емец, Берзин, Морозов, Козулин, Федосин

Гулин, Васенин, Емец, Берзин, Морозов, Козулин, Федосин

Ромашко, Марколов, Осипов, Чернышёв, Федосин

Ромашко, Марколов, Осипов, Чернышёв, Федосин

31 мая 1949 г. В честь дня Гвардии

31 мая 1949 г. В честь дня Гвардии

Сентябрь 1949 г. Аэродром Высмав

Сентябрь 1949 г. Аэродром Высмав

31 мая 1946 г. Аэродром Найтиф "Коса", г. Пиллау

31 мая 1946 г. Аэродром Найтиф "Коса", г. Пиллау

Август 1941 г. Надпись на фото: "Мы с Борисом Солодким всегда весело отдыхали"

Август 1941 г. Надпись на фото: "Мы с Борисом Солодким всегда весело отдыхали"

Июль 1941 г. Надпись: "В перерывы между боевыми вылетами. Веселые экипажи. Дружно будешь жить, все будет ладиться"

Июль 1941 г. Надпись: "В перерывы между боевыми вылетами. Веселые экипажи. Дружно будешь жить, все будет ладиться"

Июль 1941 г. Василий Николаевич Городецкий "Комсомол" (Веселый парень) Наш стартех

Июль 1941 г. Василий Николаевич Городецкий "Комсомол" (Веселый парень) Наш стартех

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: