Долженко Павел Степанович
Долженко
Павел
Степанович
Капитан 1-го ранга / Артиллерист
15.08.1912 - 1998

История солдата

Профессиональный военный, флагманский артиллерист во время Второй мировой войны, кадровый офицер- капитан 1 ранга ГШ ВМФ. В вооруженных силах с 27-го мая 1934 года.

Выписка из наградного листа медали “За боевые заслуги”

с 27.05.1934 по 05.07.1938 Курсант ВМ Арт. Уч. им ЛКСМУ  (ВМФ)
с 05.07.1938 по 10.02.1939 Командир батар. э/м “Карл Маркс” (КБФ)
с 10.02.1939 по 17.01.1940 Командир батар. э/м “Ленин” (КБФ)
с 17.01.1040 по 15.09.1940 Слушатель ВСК ВМФ (ВМФ)
с 15.09.1940 по 25.08.1941 Командир БЧ-II э/м “Энгельс” (КБФ)
с 25.08.1941 по 02.12.1941 Командир БЧ-II м/з “Вирсайтис” (КБФ)
с 02.12.1941 по 20.02.1942 Командир БЧ-II м/з “Урал” (КБФ)
с 20.02.1942 по 10.08.1944 Мл. флагм. артил. ОВР КМОР КБФ (КБФ)
с 10.08.1944 по 07.11.1944 флагм. артилл. Шт 2-й Брит Трал КМОР (КБФ)

Служил на кораблях:
- Эсминец "Карл Маркс" - воевал на нём в финскую войну;
- Затем  эскадренный миноносец «Энгельс» - корабль погиб при переходе из Таллина в 41, Павла Степановича спасли катерники. 
- Сторожевой корабль "Версайтис" - был потоплен немецкой подводной лодкой при эвакуации  нашей базы Гангут. 
- Минный заградитель (МЗ)  "Урал " - служил командиром БЧ -2: оборона Ленинграда, Ориенбаумского пяточка,  участие в прорыве блокады, поддержка арт. огнём нашего наступления в Прибалтике и взятия Пиллау - Кёнигсберга. 

Выписка из отчёта о награждении орденом Красного Знамени:

"За время боевых действий с германским фашизмом показал себя беспредельно преданным нашей партии и Советской власти, смелый и волевой командир. Будучи командиром БЧ-II миноносца "Энгельс", участвовал в морском бою в Рижском заливе 27.06.41 г. В ИЮЛЕ 1941 г. умелым управлением артиллерией сбил пикирующий бомбардировщик противника в районе Моон-Зунд. После подрыва миноносца “Энгельс” назначен командиром БЧ-II СКР "Вирсайтис", на котором в связи с перевооружением необходимо было быстро отработать боевую организацию, тов. Должеико в короткий срок умело справился с этой задачей. Успешно выполнял все боевые задачи, отлично управлял артогнем в борьбе за город Ленина. с 1-го сентября по 13-е ноября 1941 г. Уничтожил две минометные батареи, два противотанковых орудия, наблюдательный пункт противника с рацией. Много разрушил блиндажей противника.


Много случаев было, когда мат. часть выходила из строя по техническим причинам; тов. Долженко быстро вводил ее в строй и продолжал бить огнём артиллерии скопления войск противника, тем самым помогал продвижению наших войск. В период выполнения боевой операции кораблем по эвакуациям личного состава с Ханко и военного груза с 13.11.41 р. по 03.12.41 г. тов. Долженко, несмотря на штормовую погоду, при ведении боя четырьмя фашистскими, кораблями 01.12.41 г. умело управлял артиллерией, заставил их замолчать и укрыться в шхерах, тем самым было обеспечено проход каравана кораблей в Ханко.


3-го декабря 13941 г. на обратном пути из Ханко, когда караван судов вышел только что из обстрела береговой батареи противника, атаковала канлодка противника артиллерией. Тов. Долженко отразил это нападение артиллерией корабля. Позже была обнаружена подлодка противника, которая пыталась атаковать конвоируемый транспорт, тов. Долженко открыл по ней ураганный огонь, заставил оказаться от атаки и погрузиться, что дало возможным довести транспорт на место с военным грузом благополучно."


Выписка из отчёта о награждении Орденом Отечественной войны:

"С самого начала Отечественной войны, будучи артиллеристом ЭМ “Энгельс” Капитан-Лейтенант Долженко П.С. обеспечил бесперебойное действие артиллерии корабля, при выполнении всех боевых операций по постановке минных заграждений, несению дальнего дозора и проводке конвоев.

Под управлением Капитан-Лейтенанта Долженко отражено 15 атак ТКА ТКА и отбито 150 атак авиации противника, во время которых лично им сбит 1 самолет и обеспечена высадка Дес на о. Рухну.

В должности артиллериста СКР “Вересайрис” Капитан-Лейтенант Долженко участвовал в 3-х переходах по эвакуации наших войск с п/о Ханко, во время которых проведен бой с 5 кораблями и отражена атака ПЛ противника.  За период плавания на корабля дважды был подобран из воды при подрыве корабля на минах.

В должности по. Флагманского артиллериста ОВР КМОР Капитан-Лейтенант Долженко проявил себя как хороший специалист, дисциплинированный офицер, преданный делу партии Ленина-Сталина. Под его руководством за зимний период 1944 года проведён своевременный ремонт артиллерийского вооружения кораблей ОВР с хорошей оценкой.

За образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и отвагу и воинское мастерство т. Долженко достоин награждения правительственной наградой “Орден Отечественной войны 1 степени” 
 

Характеристика из наградного листа “За боевые заслуги”:

За время службы в ВМФ проявил себя, как инициативный, преданный Родине и партии офицер. С первых дней Отечественной войны, служит в соединениях непрерывно выполняющих боевые задания. Сам лично много раз принимал участие в боевых операциях. 

Награждён семью орденами и 18 медалями СССР.

   Части и подразделения:
       ЭМ "Энгельс" КБФ
       2 БТР ОВР К МОР КБФ
   Дата завершения службы: 20.05.1969

Ранения:
 2 бр. трал. КБФ
Дата выбытия: 12.09.1944
Причина выбытия: выбыл в 2 бр. трал.
Госпиталь: ВМГ 37
Номер ящика в архиве: 243-1-01_Догматов - Домин

Регион Санкт-Петербург
Воинское звание Капитан 1-го ранга
Населенный пункт: Санкт-Петербург
Воинская специальность Артиллерист
Место рождения Российская Империя, Новосибирская обл., Ужанихинский р-н, с. Зырянка (Чулымский р-н, с. Зырянка)
Годы службы 1934 1969
Дата рождения 15.08.1912
Дата смерти 1998

Боевой путь

Место призыва СССР, Прибалтика
Принимал участие Участвовал в обороне Рижского залива и операции по защите Моонзундских островов, Обороне Ленинграда
Госпитали ВМГ 37

Во время Финской Войны был командиром батар. э/м “Ленин”

В декабре 1939 года эсминец «Ленин» охранял линейные корабли: «Марат» и «Октябрьская революция», которые вели огонь по финским тяжёлым береговым батареям, расположенным на островах близ Выборга.

Зимой 1939—1940 годов эсминец «Ленин» в сложной ледовой обстановке огнём своей артиллерии поддерживал части Красной Армии, наступающие по побережью Финского залива. Участвовал в проведении десантных операций в Финском заливе.

Вступил в Великую Отечественную Войну в должности командира БЧ-II на эскадренном миноносце “Энгельс” (тип “Орфей”) 

В годы Великой Отечественной войны участвовал в минно-заградительных операциях флота, нёс конвойную службу (в июне-августе 1941 года). Участвовал в обороне Рижского залива и операции по защите Моонзундских островов.

В 1941 году «Энгельс» участвовал в первом надводном бою на Балтике, когда 6 июля, в 13 часов 19 минут, вышедшие на минную постановку эсминцы «Сердитый», «Сильный», «Энгельс» и сторожевой корабль «Туча» вступили в перестрелку с двумя немецкими тральщиками и плавбазой в районе мыса Овиши. Также участвовал в морском бою в Рижском заливе 27.06.41 г.

В 18 часов 50 минут 7 августа 1941 года на рейде Рогокюля в бухте Мухувейн, «Энгельс» получил тяжелые повреждения, подвергшись авиационному налёту, в момент приёмки топлива. Благодаря оперативным действиям экипажа, на эсминце прекратили заправку, выбрали якорь, но движение начать не успели. Атакованный с обоих бортов, «Энгельс» получил одно попадание 250-кг бомбой вблизи борта, в результате чего был повреждён набор корпуса между машинным и котельными отделениями, вышла из строя правая турбина, сместились с фундаментов кормовые орудия, были выведены из строя машинный телеграф, привод рулевой машины, магнитные компасы. Тем не менее, потери в личном составе отсутствовали. Получившая же точно такое же попадание нефтеналивная баржа-заправщик, начала тонуть. Приняв пострадавших с её экипажа, «Энгельс» своим ходом дошёл до Таллина, где встал в док на предварительный ремонт перед уходом в Кронштадт.

Ремонт был завершен 18 августа, и 24 августа «Энгельс», в составе конвоя (помимо эсминца: шесть тральщиков и два «морских охотника») каравана из семи кораблей, вышел в Кронштадт. В 17 часов 4 минуты у мыса Юминда на поверхности прямо по курсу были обнаружены три плавающие гальваноударные мины. Шедший впереди «Энгельса» теплоход «Андрей Жданов» благополучно их обогнул, эсминец же, начавший описывать циркуляцию вправо, задел одну из них кормой. Корабль потерял ход и управление, ветром его начало сносить на плавающие мины с левого траверза. Дрейф удалось прекратить, срочно отдав левый якорь. Подошедший катер «МО −201» снял с корабля раненых и секретную документацию. Когда палуба ушла в воду до третьей пушки, капитан 3-го ранга В. П. Васильев приказал подготовить экипаж к эвакуации и заложить подрывные патроны.

В 17 часов 16 минут ледокол «Октябрь» взял аварийный корабль на буксир, но уже в 17 часов 35 минут последовал второй взрыв. Мина взорвалась в районе кормового мостика, и почти одновременно последовала детонация боезапаса артиллерийского погреба. В несколько минут личный состав перешел на тральщик «ТЩ-45», а ледокол отдал буксир, и почти сразу же «Энгельс» ушёл под воду кормой вниз, с креном на левый борт.

После гибели э/м “Энгельс” назначен командиром БЧ-II морского тральщика (СКР) "Вирсайтис"

В августе 1941 года базировался на Моонзундских островах, действуя на коммуникациях противника в Рижском заливе. С 1 сентября в составе Отряда кораблей обороны реки Невы (командир капитан 1 ранга В. С. Чероков, с октября 1941 г. — капитан 2 ранга С. Д. Солоухин). Основными задачами Отряда были огневая поддержка 55-й и 42-й армий, обеспечение переправы своих войск и срыв возможной переправы противника через Неву.

Вице-адмирал В. П. Дрозд, командующий ОЛС КБФ, сформировал отряд тихоходных кораблей под общим командованием капитан-лейтенанта П. В. Шевцова. В отряд вошли ТР № 538, БТЩ 210, КЛ «Волга» и «Лайне», СКР «Вирсайтис», ТЩ «Ударник», два катера МО, четыре буксира. Приняв 2885 защитников Ханко, в том числе 246 на «Вирсайтис», отряд вышел в море 2 декабря в 17 часов 55 минут. Около полуночи восточнее Ханко под кормой «Вирсайтиса» разорвалась мина и он затонул через несколько минут в точке 59°54′ с. ш. 25°29′ в. д. Подошедшим кораблям удалось подобрать и принять на борт лишь 96 человек — защитников Ханко и членов экипажа.

В 2011 году затонувший в ночь на 3 декабря корабль был найден возле Ханко.

Далее был назначен командиром БЧ-II  минного заградителя  «Урала» 

В начальный период войны участвовал во многих минно-заградительных операциях, в эвакуации гарнизона Ханко. За кампанию 1941 года экипаж «Урала» выставил почти 3 000 морских мин — более любого иного корабля Балтийского флота.

В ноябре 1941 года началась эвакуация гарнизона полуострова Ханко. И надо же было случиться, что именно в то время, когда командование планировало послать к Ханко минный заградитель «Урал», его командир И. Г. Карпов попал в госпиталь. Уже был назначен командир-дублер. Но Карпов, узнав об этом, решился на отчаянный шаг. Он сбежал из госпитальной палаты, прибыл на корабль и доложил командованию, что готов сам вести «Урал» к Ханко.

Вечером 7 ноября «Урал» вышел из Ленинграда в Кронштадт. Внешне корабль был совсем не похож на военный. И не мудрено. Ведь до 1939 года это был хорошо известный на линии Ленинград — Лондон крупнотоннажный рефрижератор «Феликс Дзержинский». И только за два года до войны его передали Балтийскому флоту и переделали в минный заградитель. Но мирный облик корабля не изменился. Он по-прежнему был высокобортным, с огромными трюмами, «по-граждански» оборудованными каютами.

С 1942 года «Урал» использовался как плавбаза.

Награды

Орден Отечественной Войны II степени

Орден Отечественной Войны II степени

Орден Отечественной Войны I степени

Орден Отечественной Войны I степени

Орден Красной Звезды

Орден Красной Звезды

Орден Красной Звезды

Орден Красной Звезды

Орден Красного Знамени

Орден Красного Знамени

Медаль "За боевые заслуги"

Медаль "За боевые заслуги"

За участие в обороне Ханко

За участие в обороне Ханко

За Оборону Ленинграда

За Оборону Ленинграда

300 лет Российскому Флоту

300 лет Российскому Флоту

70 Лет Вооруженных Сил

70 Лет Вооруженных Сил

25 Лет победы в войне

25 Лет победы в войне

50 Лет Победы

50 Лет Победы

50 Лет Вооруженных Сил

50 Лет Вооруженных Сил

Медаль Жукова

Медаль Жукова

100-летия со дня Рождения Ленина

100-летия со дня Рождения Ленина

Ветеран Труда

Ветеран Труда

Документы

Ордена и медали

Ордена и медали

Ордена и медали 2

Ордена и медали 2

Медаль за оборону Ленинграда

Медаль за оборону Ленинграда

Орден "Красная Звезда"

Орден "Красная Звезда"

Орден "Красная Звезда"

Орден "Красная Звезда"

Орден "Красная Звезда"

Орден "Красная Звезда"

Орден "Отечественной войны 1-й степени"

Орден "Отечественной войны 1-й степени"

Орден "Отечественной войны 1-й степени"

Орден "Отечественной войны 1-й степени"

Медаль "За боевые заслуги"

Медаль "За боевые заслуги"

Медаль "За боевые заслуги"

Медаль "За боевые заслуги"

Фотографии

Эскадренный миноносец "Карл Маркс"

Эскадренный миноносец "Карл Маркс"

Эскадренный миноносец  «Энгельс»

Эскадренный миноносец «Энгельс»

Морской тральщик Вирсайтис

Морской тральщик Вирсайтис

Минный заградитель Урал

Минный заградитель Урал

Павел Степанович, сестра Катя, его мама, мамин брат Степан, его дочь Маша, Новосибирск

Павел Степанович, сестра Катя, его мама, мамин брат Степан, его дочь Маша, Новосибирск

В команде Минного Заградителя Урал, Ленинград

В команде Минного Заградителя Урал, Ленинград

1935год

1935год

Капитан 1-го Ранга

Капитан 1-го Ранга

Капитан 2-го ранга

Капитан 2-го ранга

В команде МЗ Урал

В команде МЗ Урал

Семья солдата

Екатерина
Долженко Екатерина Степановна

Сестра

Нина
Долженко Нина Антоновна

Супруга, дата рождения - 1922 г.

Людмила
Николаева Людмила Павловна

Дочь

Светлана
Долженко Светлана Павловна

Дочь

Алекандр
Долженко Алекандр Павлович

Сын

Галина
Долженко Галина Павловна

Дочь

Александр
Силенко Александр Сергеевич

Брат

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: