Сергей
Силаевич (Семенович)
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
В 1941г. воздушный стрелок-радист 130 скоростного бомбардировочного авиаполка.
К началу войны полк базировался на аэродроме Гноево (д.Бобровичи, Гомельская обл., Белоруссия). На вооружении имел самолеты СБ.
22 июня 1941г. в 05-00 в полку была объявлена боевая тревога.
С 07-40 началась подготовка 3 девяток самолетов СБ. Во главе первой- командир полка майор Кривошапко Иван Игнатьевич, второй- капитан Коломийченко Иван Петрович, третьей- капитан Андреев Александр Николаевич.
В 10-40 самолеты полка без сопровождения истребителей (командование дивизии не смогло их выделить) вылетели для бомбардировки складов горючего (первая девятка), железнодорожной станции (вторая девятка), авиазаводу (третья девятка) в г.Бяла-Подляска (Польша, западнее г.Брест).
Бомбометание производилось с высоты 5000м. с 12-15 до 13-00. При подходе к цели бомбардировщики были встречены огнем дивизиона зенитной артиллерии. После ухода от цели, в 15км восточнее от неё, бомбардировщики были встречены группой истребителей Ме-109 (Мессершмитт). С задания не вернулись 20 самолетов полка. Семь экипажей совершили посадку на аэродроме Нов.Гудково, в их числе экипаж младшего лейтенанта Прозванченкова.
23 июня экипажи приводили материальную часть (самолеты) в порядок, готовя к вылетам.
24 июня группа под командованием капитана Коломийченко в составе 6 самолетов в 13-00 вылетела с аэродрома, имея задание- нанести удар по колонне противника на шоссе Кобрин- Береза-Картузская. В 14-55 с высоты 800м. на врага было сброшено 36 авиабомб ФАБ-100. В районе цели бомбардировщики были атакованы четверкой истребителей Ме-109. В воздушном бою был сбит самолет экипажа: мл.лейтенант Прозванченков Николай Иванович, летнаб мл.лейтенант Пупо Виктор Владимирович, стрелок радист ефрейтор Цаплин Сергей. Экипаж совершил вынужденную посадку, 27 июня возвратился в полк.
В июле 1941г. личный состав полка убыл в г.Калинин, затем в г.Казань для переучивания на самолет Пе-2.
С 1942г. сержант Цаплин в составе 284 бомбардировочного авиаполка.
К концу августа 1942г. полк перебазировался на Сталинградский фронт. 02 сентября приступил к боевой работе.
03 сентября 1942г. Экипаж: мл.лейтенант Прозванченков, мл.лейтенант Пупо, ст.сержант Цаплин на самолете Пе-2 №2620 в составе группы из 6 самолетов 1-й авиаэскадрильи полка в 15-35 вылетели с аэродрома. Под прикрытием 16 истребителей Як-1 в 16-40 с высоты 3100м. бомбардировали моторизованную колонну противника на дороге Крутенький- Ежовка. В районе цели обстреляны зенитным огнем и атакованы 15 истребителями Ме-109Ф. Атаки отражены огнем стрелков и истребителями прикрытия.
08 сентября экипаж совершил вылет на разведку и бомбардировку аэродрома противника в Сысойкин. Результат- 2 горящих самолета.
09 сентября вновь вылет на бомбардировку аэродрома Сысойкин. С высоты 6000м в 12-40 сброшено 6 авиабомб ФАБ-100. Прямых попаданий и пожаров не отмечено.
11 сентября в составе группы из 8 самолетов бомбили танки и артиллерию противника в районе Б.Грязная. В районе цели обстреляны огнем зенитной артиллерии, атакованы 8 истребителями Ме-109, с которыми вступили в бой 13 истребителей сопровождения Як-1. Самолет мл.лейтенанта Прозванченкова был подбит, пилот посадил горящий самолет в 20км. от аэродрома. Экипаж прибыл в полк, штурман Пупо получил легкое ранение правой руки.
15 сентября ст.сержант Цаплин был в составе экипажа пилота старшего сержанта Зоря Федора Акимовича и летнаба старшего сержанта Калинина Леонида Ивановича на самолете №2719 бомбардировал скопление автомашин на окраине Вертячий.
18 сентября экипаж вернулся на свой аэродром из-за технической неисправности.
19 сентября с высоты 3000м. бомбардировали аэродром Скворин. Наблюдали два горящих самолета.
20 сентября с высоты 7200м. бомбардировали аэродром Зрянин. Наблюдали 3 взрыва и пожары в районе стоянок самолетов. В районе цели с набором высоты ушли от истребителя Ме-109.
22 сентября вновь бомбардировали аэродром Зрянин. Бомбы разорвались в районе стоянок самолетов, один самолет загорелся.
23 сентября экипаж мл.лейтенант Прозванченков, летнаб ст.сержант Калинин, стрелок радист Цаплин на самолете №2719, имея задачу- бомбардировать район выгрузки войск на железнодорожной станции в хуторе Новомаксимовский, в районе Пятиизбянский был атакован парой истребителей Ме-109. Еще три истребителя шли на сближение с дистанции 1000м. Экипаж сбросил бомбы на колонну автомашин, бомбы легли с недолетом.
25 сентября экипаж мл.лейтенант Прозванченков, стрелок-бомбардир старший сержант Гукайло Аврам Шмулевич, стрелок радист Цаплин на самолете №9/87 бомбардировали станцию в х.Новомаксимовский, где велась выгрузка войск противника. С высоты 7000м. сбросили 6 авиабомб ФАБ-100 на скопление танков. Наблюдали разрывы в районе цели.
26 сентября на самолете № 9/87 бомбили станцию в х.Рычковский. Вторым вылетом- колонну автомашин на дороге Рычковский- Калач.
27 сентября, взлетев в 10-23, в 10-54 возвратился из-за отказа маслотермометра правого мотора. После ремонта, в 12-00 вылетел бомбить колонну автомашин на дороге в районе Суровикино.
28 сентября, вылетев в 05-50, в 06-45 возвратились из-за отказа СПУ и вооружения штурмана. В 10-00 вылетели на бомбардировку колонны автомашин, двигавшихся на Калач. Второй вылет в 14-00.
29 сентября в группе из 6 самолетов бомбили танки и артиллерию в районе Балка Вишневая (западная окраина г.Сталинград). Второй вылет одиночный- бомбили артиллерию в районе Б.Зеленая. Обстреляны зенитным огнем, отбили атаки пары истребителей Ме-109.
30 сентября бомбили колонну автомашин на дороге Рычковский-Калач.
01 октября бомбили танки и артиллерию в районе Городище- Разгуляевка.
04 октября стрелком-бомбардиром в экипаже был старший сержант Доможилов Михаил Андреевич. Совершили 2 боевых вылета на бомбардировку автоколонн противника.
05 октября вылетали на разведку с бомбардировкой автоколонны в районе Садовое. Второй вылет на бомбардировку аэродрома в х.Евлампиевский. С высоты 7000м. сброшено 2 авиабомбы ФАБ-100. Загорелся один самолет.
06 октября бомбили аэродром у х.Зрянинский. Сброшено 6 авиабомб ФАБ-100. Возник пожар.
09 октября стрелком-бомбардиром в экипаже был старший сержант Фролов Михаил Петрович. Вели разведку дороги Аксай- Жутово, бомбили эшелон с пехотой, выгружавшейся на станции Жутово.
11 октября на самолете Пе-2 №13/88 с высоты 7000м. сбросили 6 авиабомбы ФАБ-100 на эшелон на станции Жутово.
14 октября на самолете Пе-2 №12/2 бомбили выгрузку эшелона на ст.Абганерово. Сброшено 4 авиабомбы ФАБ-100 и 60- АО-2,5. Николай Иванович назначен командиром звена.
15 октября на самолете Пе-2 №9/116 бомбили выгрузку трех эшелонов на ст.Чир. Вторым вылетом- вагоны и автомашины на ст.Кривомузгинская.
24 октября бомбили пункт Песочная. Сброшено 6000 листовок на немецком языке.
27 октября на самолете №2703 вели разведку в районе Жутово- Абганерово, бомбили эшелон на ст.Абганерово.
28 октября бомбили аэродром Нижнекумский. Наблюдали пожар.
30 октября на самолете №9/116 бомбили 7 эшелонов на ст.Суровикино. Наблюдали большой пожар. На втором вылете бомбили автоколонну противника. Стрелок радист из пулемета БС обстрелял до 15 автомашин.
31 октября на самолете №2703 бомбили скопление автомашин в районе Кривомузгинская.
02 ноября бомбили самолеты на аэродроме Большенабатовский и три эшелона на ст.Новомаксимовская. Вели фоторазведку.
04 ноября на самолете №11/107 бомбили эшелоны на ст.Гнилоаксайская и Абганерово.
05 ноября вели разведку, бомбили пункт Садовое и Тундурово.
09 ноября вели разведку, бомбили 7 эшелонов на ст.Чир.
13 ноября из-за плохих метеоусловий вернулись в 10-40, не проведя разведку. Вылетев в 14-26, вновь возвратились- не была установлена кассета в аппарат АФА-1.
14 ноября разведвылет с 12-55 до 13-45.
15 ноября вылетев в 08-35, из-за плохих метеоусловий возвратились в 09-30. Вторым вылетом в 13-45 провели разведку и бомбометание по эшелонам на ст.Абганерово
16 ноября вели разведку и бомбили ст.Жутово.
02 декабря экипаж на самолете №4/134 был ведущим в звене в составе группы из 8 самолетов. Бомбили моторизованные части противника в районе Балка Песчанная.
08 декабря в экипаже стрелок-бомбардир старший сержант Дмитриев Юрий Степанович В группе из 4 самолетов бомбили скопление автомашина в районе Соловьево.
17 декабря при первом вылете вынуждены были возвратиться из-за неисправности моторов. Вторы вылетом на самолете №6/140 в группе из 3 самолетов бомбили скопление танков противника.
18 декабря в группе из четырех Пе-2 бомбили входные и выходные стрелки на станции Котельниково.
20 декабря в группе из пяти самолетов бомбили скопление танков и автомашин в овраге в 5км. восточнее Верхнекумский.
21 декабря после вылета были возвращены с маршрута по радио. Вторым вылетом вели разведку погоды в направлении Жутово. С третьего вылета в 15-43 вернулись ввиду низкой облачности.
22 декабря бомбили железнодорожный состав на разъезде 140км. Со второго вылета на самолете №11/107 возвратились через 17 минут из-за неисправностей, возникших при взлете.
25 декабря на самолете №11/107 в 14-28 экипаж вылетел на разведку в район Нижний Чир- Жутово. Экипаж обнаружил места скопления танков и мотопехоты противника. На обратном пути был атакован вражескими истребителями. Самолет был подожжен. Пилот дотянул до нашей территории, получил ожоги рук и лица, приказав экипажу покинуть самолет, выбросился на парашюте.
Мл.лейтенант Прозванченков телефонограммой сообщил, что находится в совхозе Победа Октября, стрелок бомбардир Дмитриев отправлен в госпиталь, судьба стрелка радиста Цаплина неизвестна.