Михаил
Герасимович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Мой дедушка - пример высокой ответственности, патриотизма и стремления человеческого духа к личностному росту и развитию. Плачущим я его видела только один раз в году – на 9 мая, поэтому в детстве не любила этот праздник. С первых дней войны уйдя на фронт старшим радистом 134 отд. роты связи, практически сразу он становится начальником радиостанции 23 отд. полка связи 3-й ВА (23-й отдельный Митавский ордена Красной Звезды полк связи и радионавигационного обеспечения Дальней авиации.) Награжден знаком “отличный связист” за высокую скорость передачи, устойчивость радиосвязи и бесперебойную работу оборудования. Показал себя способным оперативно руководить подчиненными и быть образцом трудолюбия и выносливости. 12.09.1943, лично работая за приемником, принял 37 сигналов “ВЭД”, своевременно передал их на К.П. штаба, чем обеспечил вовремя вылет истребителей для прикрытия наших войск. Прошел от Белорецка до Кёнисберга, освобождал Смоленск, участвовал в боевых операциях по освобождению от гитлеровцев Западной Белоруссии, Литвы и Латвии, Митавы, Риги, Кеннинсберга. Несколько раз выходил из окружения. Награжден медалями : “Жукова”, “За боевые заслуги”, “За взятие Кёнисберга”, “За победу над Германией в ВОВ”, “За трудовое отличие”, Орденом Отечественной войны 1 степени. Как и многие, не любил рассказывать о войне, да и о себе говорил мало. Я с детства знала только, что дедуля не ест грибы, так как “объелся” ими, когда был в окружении и там было нечего есть, кроме грибов. Так же дедуля не выносил детского плача - был какой то случай, о котором говорилось вскользь - с умирающими детьми в больнице, отбитой у фашистов - и я этим в детстве хорошо пользовалась: была неоднократно “вынесена из под обстрела (когда меня ругали за шалости)”, “освобождена из плена" (не стояла в углу дольше минуты) и всегда бежала под защиту к дедушке)).
В мирное время стремление и способность дедушки к профессиональному росту, трудолюбие и способность хорошо руководить реализовались полностью. Закончил школу мастеров при Белорецкой железной дороге и Свердловский инженерный институт. Трудовая книжка пестрит записями о повышениях, поощрениях за проявленные инициативы, перевыполнения плана. До войны начав с работы слесарем он стал машинистом. Вернувшись с фронта, устроился в паровозное депо машинистом, но практически сразу стал начальником депо Тукан, затем стал заведующим и далее начальником депо Запрудовка. Всего год спустя он - начальник 1-го паровозного участка железной дороги, затем начальник основного депо Тирлян и в завершение - начальник основного депо города Белорецка. Ушел на пенсию с должности старшего машиниста паровоза.
До 1981 г жил в Белорецке, затем переехал в г. Набережные Челны республики Татарстан, чтобы помочь своей единственной дочери со мной, внучкой, и умер в возрасте 86 лет, отказавшись жить дальше без жены - моей бабушки, пережив ее всего на месяц. Всю жизнь в Набережных Челнах он вспоминал свой родной Белорецк, скучал по природе Южного Урала. Помню, в детстве я всегда удивлялась, что дедушка говорил, что скучает по природе, хотя наш город очень зеленый и есть лес и речка… только повзрослев и съездив в Белорецк, окунувшись в невероятную природу тех мест я поняла, что он имел в виду) Он пожертвовал всем, что ему было важно, ради меня и своей дочери, моей мамы. Он готов был пожертвовать жизнь за свою родину, за мирное небо. Он мой герой.
Боевой путь
В составе 3-й Воздушной армии Калининского фронта принимал участие в Смоленской наступательной операции, завершейся освобождением Смоленска. Участвовал в боевых операциях по освобождению белорусских городов Невель и Витебск, Западной Белоруссии, Литвы, Латвии, Митавы, Риги, Восточной Пруссии - городов Бранденбург, Кёнигсберг.
После войны
Закончил школу мастеров при Белорецкой железной дороге и Свердловский инженерный институт. Трудовая книжка пестрит записями о повышениях, поощрениях за проявленные инициативы, перевыполнения плана. До войны, начав с работы слесарем он стал машинистом. Вернувшись с фронта, устроился в паровозное депо машинистом, но практически сразу стал начальником депо Тукан, затем стал заведующим и далее начальником депо Запрудовка. Всего год спустя он - начальник 1-го паровозного участка железной дороги, затем начальник основного депо Тирлян и в завершение - начальник основного депо города Белорецка. Ушел на пенсию с должности старшего машиниста паровоза.