
Федор
Елисеевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
В Красной Армии с ноября 1934г.
Окончил военную авиационную школу.
Служил в составе 57 скоростного бомбардировочного авиаполка.
57 бомбардировочный авиаполк был сформирован 18 мая 1938г. на базе 56 и 57 авиаэскадрилий 78 авиабригады и вошел в состав 1 отдельной Краснознаменной армии Дальневосточного фронта.
В 1938г. участвовал в боях на озере Хасан.
В 1941г. полк базировался на аэродроме Чернышовка в Приморье.
06 июля полк вылетел на Западный фронт.
07 августа вошел в состав ВВС 24 армии.
08 августа совершил первый боевой вылет в район Ельни.
До 03 сентября 1941г. находился на излечении в эвакогоспитале ЭГ 1081 (срок и причина не указана).
Экипаж самолете СБ: командир эскадрильи старший лейтенант Осипов Георгий Алексеевич, стрелок-бомбардир звена лейтенант Желонкин Федор Елисеевич, воздушный стрелок-радист сержант Монзин Геннадий Федорович.
К концу октября 1941г. Федор Елисеевич совершил 23 боевых вылета.
Приказом от 30 ноября 1941г. был награжден орденом Красного Знамени.
Всего на самолете СБ произвел 36 боевых вылетов (по другим данным- 38, 33 из которых- ночью).
Во второй половине ноября личный состав был выведен в тыл, в Казань. На переформирование и обучение на американские бомбардировщики «Дуглас-Бостон», которые получил в конце апреля 1942г. в Кировобаде.
С 24 июня полк вел боевую работу на Юго-Западном фронте.
23 июля полк был выведен в район Тамбова на доукомплектование.
Штурман эскадрильи старший лейтенант Желонкин совершил 16 боевых вылетов днем и 2 ночь.
Приказом от 09 августа 1942г. был награжден орденом Красной Звезды.
В ноябре 1942г. направлен на Сталинградский фронт.
К концу января 1943г. штурман 1 эскадрильи старший лейтенант Желонкин (командир эскадрильи- капитан Осипов Георгий Алексеевич) совершил 27 боевых вылетов- 19 ведущим эскадрильи, 8 в качестве экипажа «охотника».
Был представлен к ордену Отечественной войны I степени, приказом от 10 февраля 1943г. награжден орденом Отечественной войны II степени.
Со второй половины марта до июня 1943г. полк находился в Тамбове на переформировании.
01 июня перебазировался на аэродром Борки.
05 июля полк приступил к боевой работе на Центральном фронте.
Участвовал в Курской битве, Севской наступательной операции, в освобождении городов Конотоп и Бахмач.
Участвовал в разгроме Мозырско-Калинковичевской группировки противника.
04 октября 1943г. экипаж Осипов- Желонкин ведущим группы из 9 самолетов А-20-В бомбардировал скопление войск противника в районе Малый Когород и сфотографировал результат бомбардировки.
15 января 1944г. полку было присвоено почетное наименование «Калинковичский».
05 февраля экипаж: заместитель командира полка по политчасти майор Роднов Михаил Алексеевич и майор Желонкин в составе группы 6 самолетов под прикрытием четверки истребителей Як-1Б вылетел на бомбардировку скопления автомашин противника в районе Секиричи. При заходе на боевой курс группа была атакована 16 истребителями противника. Первая атака была отбита огнем стрелков. Группа дошла до цели и отбомбилась. Немецкие истребители продолжали атаки. С задания не возвратились 3 бомбардировщика и ведущий наших истребителей. Экипаж Роднов- Желонин бомбы не сбросил, потерял из вида ведущего.
22 февраля 1944г. в 13-20 8 самолетов полка (ведущий- командир полка майор Иванцов Кузьма Филиппович) под прикрытием 8 истребителей Як-1Б вылетела на бомбардировку станции Тощица (Могилевская обл.). Из-за низкой облачности группа шла к цели на высоте 800м. Самолет экипажа: командир звена лейтенант Муратов Иван Егорович, штурман начальник воздушно-стрелковой службы полка майор Желонкин Федор Елисеевич, воздушный стрелок-радист старший сержант Калиниченко Василий Сергеевич, воздушный стрелок сержант Хоняк Петр Тимофеевич- при выходе на цель, для фотографирования результатов бомбардировки, держал прямой курс. Над целью прямым попаданием зенитного снаряда самолет был подбит. Сбросив бомбы, самолет пошел в сторону линии фронта. В 1км. восточнее Лудчица (в 9км. южнее Быхова) перешел в отвесное пикирование и взорвался от удара о землю. Экипаж погиб.