Валентин
Георгиевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Мой дедушка - Турусов Валентин Георгиевич родился 25 апреля 1922 года в городе Твери. Отец Вали – член партии большевиков с 1917 года, находился на партийной работе. Мать работала учительницей. В 1940 году, после окончания 10 классов Валя поступает в Высшее Военно-Морское училище имени Фрунзе (город Ленинград).
Курсант 1 курса Валентин Турусов. Ленинград, 1940 год.
22 июня 1941 года курсант Турусов встретил на борту учебного корабля «Комсомолец»на Таллиннском рейде. Днем на борту «Комсомольца» состоялся митинг экипажа и курсантов. Кто-то кричал «Ура!», а вечером Валентин сделал свой первый выстрел из винтовки по фашистскому пикирующему бомбардировщику «Юнкерс-88».В этот же день по боевой тревоге все корабли Балтийского флота, включая УК «Комсомолец», покинули Таллиннский рейд и начали переход на основную базу флота – Кронштадт.
После возвращения в училище в кратчайший срок все курсанты включились в борьбу против ненавистного врага.1-ая учетная рота, в которой был Валентин, была включена в состав 1-го батальона отдельной морской курсантской бригады под командованием начальника училища контр-адмирала Рамишвили С.С. В задачу бригады входило участие в обороне подступов к Ленинграду в районе: Кингисепп – Котлы – Копорье. Курсанты бригады были переобмундированы в армейскую форму одежды, сохранив тельняшки, поясные ремни и ленточки от бескозырок.
5 июля 1941 года курсанты бригады прибыли на передовую Ленинградского фронта в район Котлов. Немецкая авиация вела ожесточенную бомбежку. По воспоминаниям Ва-лентина Георгиевича этот день был самым страшным днем войны: «Красивой девушке оторвало обе ноги. Она кричит: «Убейте меня, убейте меня!..». Кругом кровь… Потом все это не воспринималось…»
Из Наградного листа лейтенанта Турусова В.Г. к ордену «Отечественной войны»:
«…Лейтенант Турусов В.Г. участвовал в Отечественной войне с первых ее дней на Ленинградском фронте в 1-ой Морской бригаде в районе г. Кингисеппа, где лично участвовал в тяжелых боях с превосходящим по силе противником. 22 июля 1941 года т. Турусов совместно с другими бойцами морской бригады, находясь в противотанковой засаде, поджег на восточной окраине г.Кингисепп фашистский танк при помощи бутылок и связки гранат…» В боях под Ленинградом В.Г.Турусов получил легкую степень ранения и кантузию.
В конце августа – начале сентября 1941 года фашистские войска вплотную подошли с боями к городу Ленинграду (и 8 сентября замкнули кольцо блокады). В этот период курсанты батальона по решению Военного Совета Северо-Западного направления были к исходу дня 5 сентября 1941 года возвращены для продолжения учебы в здание училища.
На втором курсе занятия шли с перебоями /тревоги, разгрузка топлива для Ленинграда, патрульная служба противовоздушной обороны (ПВО) и т.д./. Валентин Георгиевич вспоминал: «Кругом пожары. В небе прожектора. Зверский холод. 10-20 тревог в сутки». Вместе с другими курсантами он ежедневно нес патрульную службу ПВО, в задачу которой входило также выявление фашистских диверсантов, осуществляющих ночью «подсветку» для немецкой авиации стратегически важных военных объектов Ленинграда.
Из Наградного листа лейтенанта Турусова В.Г. к ордену «Отечественной войны»:
«…С сентября 1941 года т. Турусов находился в блокировано Ленинграде. В тяжелых условиях блокады, действуя по заданию Особого Отдела (НКВД – прим. автора) он благодаря личной отваги выследил и поймал важного немецко-фашистского шпиона-диверсанта, за что был представлен к награде ( ордену Красной звезды – прим.автора)..»
В декабре 1941 года второй курс училища пешком по «дороге жизни» через Ладожское озеро вышел из блокадного Ленинграда. Марш-бросок от станции «Ладожское Озеро» до города Тихвин протяженностью 229 км курсанты совершили за 21 день с 12-го по 22-ое декабря.
От ж/д станции «Тихвин» курсанты второго курса училища были эвакуированы из Ленинграда в Каспийское Высшее Военно-Морское училище / впоследствии – Краснознаменное имени С.М.Кирова / и прибыли в Баку в середине января 1942 года. Эвакуация, длившаяся почти 40 дней, учитывая недоедание в блокированном Ленинграде и в период перехода и переездов, а также большое напряжение физических сил в условиях суровой зимы 1941 года, явилось большим и трудным испытанием для всех курсантов. Большинство из них потеряли в весе 25-30%.
Занятия по программе 2-го курса в г.Баку начались 1 февраля 1942 года и должны были за один семестр выполнить программу второго курса. Ежедневные занятия /плановые/ включали 8-10 часов. Курсанты повзводно привлекались к наблюдению на Апшеронском полуострове за возможной высадкой воздушных десантов противника, отдельных диверсантов на железнодорожном и морском транспорте, осуществляли патрулирование по городу Баку и др.
После окончания 2-гокурса курсанты под руководством своих преподавателей проходили учебную практику на учебных и боевых кораблях Каспийской военной флотилии (Учебные корабли «Правда» и «Шаумян», КЛ «Красный Азербайджан» и др.) с посещением советских портов Астары, Махачкалы, Ленкорани, Красноводска и иранских портов Пехлеви и Бендер-Шах. Вторая половина практики проходила на Апшеронском полуострове /районы поселков Гоусаны, Зыря/.
Четвертый слева на верхнем ряду – В. Турусов. Баку, 1942 год.
Учеба на 3-ем курсе проходила при большой интенсивности учебного процесса. Зимой 1943 года в училище состоялось большое совещание представителей командования ВМФ и военно-морских учебных заведений. Главный вопрос совещания: как готовить офицерские кадры для ВМФ в условиях военного времени. После окончания 3-го курса по решению командования ВМФ в июне 1943 года все курсанты были направлены на боевую стажировку на действующие Черноморский и Северный флота.
Валентин Георгиевич проходил боевую стажировку на Черноморском флоте в период со 2 июня по 7 августа 1943 года дублером штурмана на сторожевом корабле (СКР) «Шторм», пунктами базирования которого были Батуми, Поти, Туапсе, Сухуми, Сочи.
СКР «Шторм»
ВЫПИСКА ИЗ ВАХТЕННОГО ЖУРНАЛА СКР «ШТОРМ»:
«2 — 3 июня 1943 года перешел из Батуми в Туапсе, и в 15.40
3 июня, конвоируя ТР «Тракторист», вышел из Туапсе.
4 июня в 10.56 конвой прибыл в Поти, в 12.47 СКР пришел в Батуми, а в 22.20 ушел в Туапсе.
5 июня он совершил переход Туапсе — Батуми, 6 июня — Батуми — Туапсе, а
7 июня Туапсе — Поти.
18 — 19 июня ходил в Сочи.
21 июня «Шторм» вышел из Поти к границе территориальных вод Турции для встречи ТР «Серов», шедшего из Трабзона.
22 июня в 12.30 прибыл с транспортом в Батуми.
24 июня в 3.12 вышел из Батуми в составе конвоя, сопровождавшего танкер«И.Сталин». На переходе противник противодействия не оказывал, и в 9.44
25 июня корабли были в Туапсе.
26 июня в 14.20 конвой вышел из Туапсе в Батуми. С воздуха его прикрывали истребители (от 25 до 38 самолетов). В результате все атаки вражеской авиации оказались сорваны.
27 июня в 15.52 конвой без потерь прибыл в Батуми.
28 июня в 22.30, конвоируя ТР «Райкомвод», направился из Поти в Туапсе, куда пришел 1 июля в 5.34.
2 июля в 5.00 прибыл в Сухуми, эскортируя из Туапсе танкер «Стахановец». В 5.48 вышел в район Сочи для усиления конвоя ТР «Райкомвод».
3 — 5 июля конвоировал из Батуми в Сухуми и Туапсе танкер «Красная Молдавия».
6 — 8 июля на переходе из Туапсе в Сочи и Поти сопровождал ТР «Райкомвод».
9 июля вышел из Батуми, находясь в охранении танкера «Стахановец».
10 июля конвой прибыл в Сухуми, а
11 июля — в Сочи. В тот же день СКР перешел в Туапсе, а
12 июля — в Поти.
Из воспоминаний В.Г.Турусова:
«Июнь 1943 года. Гена Трошин, друг, он - на тральщике «Защитник». Стоим в Туапсе лагом. Попросил у меня томик С.Есенина. Вышли в Поти. На переходе тральщик торпедировала немецкая подводная лодка…»
«Август 1943 года. СКР «Шторм», ночной обстрел Анапы. Там что-то горит. По нам стреляют, но с недолетом. Уходим…».
Из Наградного листа лейтенанта Турусова В.Г. к ордену «Отечественной войны»: «…Летом 1943 года плавая дублером штурмана СКР «Шторм» на Черноморском флоте т. Турусов участвовал в конвоировании транспортов из Батуми в Туапсе, а также в дозоре в районе мыса Мысхако, безупречно ведя прокладку при частых налетах вражеской авиации…»
В декабре 1943 года все курсанты курса в соответствии с Указом Президиума Верхов-ного Совета СССР от 22 декабря 1942 года были награждены медалью «За оборону Ленинграда». После окончания 4-го курса, 7 мая 1944 года в Баку состоялся торжественный XXIII выпуск из ВВМУ имени М.В.Фрунзе. Курсантам было присвоено звание «лейтенант» корабельной службы (Приказ НК ВМФ №0900 от 28 апреля 1944 года). Окончившие училище были направлены на действующие флоты. Валентина Георгиевича направили на Черноморский флот, на который прибыл 23 мая 1944 года.
Крайний справа в верхнем ряду – В.Г. Турусов. Баку, 21 апреля 1944 года.
Первой офицерской должностью Валентин Георгиевича Турусова был «командир БЧ-1 /штурманская боевая часть/ спасательного буксира «Меркурий» с 26.06.1944 по 25.10.1944 (Приказ ЧФ №0585 от 23.05.1944).
Лидер эскадренных миноносцев «Ташкент». Откачка воды из кормовой части корабля. К борту «Ташкента» ошвартованы спасательные буксиры «ЧФ-2» и «Меркурий».
Далее – с 26.06.1944 по 11.11.1944 - помощник командира большого охотника / за подводными лодками/ БО-102 «Минер» , командир БЧ – I – IV базового тральщика «Щит» (Приказ ЧФ №01001 от 28.08.1944).
БТЩ «Щит»
Лейтенант Турусов В.Г. – штурман БТЩ «Щит», 1944 год.
С 25.01.1945 по 14.06.1945 – лейтенант Турусов В.Г. - помощник командира, а затем и командир большого охотника БО «Минер» - БО-102 (Приказ ЧФ №01339 от 15.11.1944).
БО- 102 «Минер»
Из воспоминаний В.Г.Турусова:
«1944 год. Батуми, Сочи, Сухуми. У катеров вечно пасутся на причалах дети 8 – 12 лет (мне было 21). Глаза. Лица. Руки. Кормили конечно («Полпайка – ребятам!»)…»
«Осень 1944-го. Линкор «Севастополь» возвращается в Севастополь. Я – в охранении, справа 45* на БО-102 «Минер»)…»
Из Наградного листа лейтенанта Турусова В.Г. к ордену «Отечественной войны»:« … Зимой 1945 года временно командуя БО «Минер» т.Турусов в течении января – марта месяца, непрерывно выполнял боевые задания командования по встрече и проводке по ФВК (фарватеру – прим. автора) иностранных кораблей в порт Севастополь, а затем по конвоированию транспортов с войсками 2-го Украинского Фронта из Одессы в Констанцу.
Кроме Констанцы (Румыния), много транспортов конвоировалось в порты Варна и Бургас (Болгария). Именно этим объясняется награждение в 1950 году старшего лей-тенанта Турусова В.Г. «Серебряной медалью Болгарии «Отечественная война 1944 – 1945».
ПОСЛЕ ВОЙНЫ.
ЛЕНИНГРАД-1
Во время второй мировой войны широкое применение на флоте получили радио-технические средства обнаружения противника – радиолокация и гидроакустика. Первые образцы ее поставляли англичане, были и русские разработки, однако подготовленных флотских специалистов практически не было. Наиболее подходя-щими были офицеры – штурмана. Поэтому в конце июня 1945 года Валентина Георгиевича Турусова командование Черноморского флота направило в Ленинград на Высшие Радиолокационые Офицерские Классы ВМС СССР (ВРОК) . Успешно пройдя обучение, в мае 1946 года он окончил их по специальности «Радиолокация» и вернулся в Севастополь, где приказом ЧФ № 0561 от 05.07.1946 года был назначен старшим инженером по вооружению отдела радиолокации ВВС и ПВО Черноморс-кого флота.
Старший лейтенант Турусов В.Г. Севастополь, 1946 г.
СЕВАСТОПОЛЬ
В августе 1947 года старшего лейтенанта Турусова В.Г. назначили начальником военной мастерской ЧФ №1203 по ремонту радиолокационных и гидроакустических средств (город Севастополь).
ЛЕНИНГРАД-2
В марте 1949 года Турусов В.Г. поступил на 5-ый «радиотехнический» факультет Военно – Морской Академии Кораблестроения и Вооружения им. А.К.Крылова, которую с отличием окончил в апреле 1954 года.
Капитан-лейтенант Турусов В.Г. Ленинград,1950 г.
Инженер - капитан 3 ранга Турусов В.Г. Ленинград, 1954 г.
ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ
После окончания Академии в апреле 1954 года Турусов В.Г. был назначен заместителем начальника 5-го (радиотехнического) отдела Камчатской Военной Флотилии и убыл вместе с семьей поездом сначала во Владивосток, а оттуда – на пароме на полуостров Камчатка. В августе 1954 года инженер – капитан 3 ранга
Турусов В.Г. назначается начальником штаба Камчатского района наблюдения.
СЕВЕРОМОРСК-1
Не успела семья обжиться на Камчатке, как приходит новый приказ и в январе 1955 года В.Г.Турусов уже принял дела и обязанности заместителя начальника 5-го (радиотехнического) отдела Северного флота (г. Североморск, Мурманской области)
КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
Но судьба противилась налаженной семейной жизни офицера. В конце 1956 года - новый приказ и уже через две недели Валентин Георгиевич, Юлия Николаевна и их младший сын Витя оказываются в столице Китайской Народной Республики, в городе Пекине. (Старший сын – Саша остается в Ленинграде с бабушками, ему надо учиться ). Главу семейства назначают военным советником ВМС Китая – специалис-том по радиолокации.
В июле 1958 года капитан 3 ранга Турусов был награжден китайской юбилейной медалью «Китайско-Советской дружбы»
ЛЕНИНГРАД-3
К осени 1958 года отношения Пекина и Москвы стали остывать. Мао Дзе-Дун критически относился в политике Н.С.Хрущева, а последний прохладно относился к дальнейшему военно-техническому сотрудничеству с Китаем. В результате СССР начал «сворачивать» военно- техническое сотрудниество и в конце августа 1958 года В.Г.Турусов вместе с семьей вернулся в СССР (Ленинград).
В 1955-1958 годах новый руководитель СССР – Хрущев, пришедший к власти после смерти И.В.Сталина, инициировал первое сокращение Советских Вооруженных сил на треть, а это почти на 2 млн. 140 тысяч солдат и офицеров из 5 миллионной армии СССР. Поэтому, когда В.Г.Турусов «преждевременно» вернулся в Ленинград из Китая очень остро встал вопрос – что дальше? В то время было очень мало специа-листов по радиолокации и, тем более, с академическим образованием. Поэтому, В.Г.Турусов без особых проблем был назначен старшим ведущим инженером в военный институт №4 города Ленинграда. В это же время ему было присвоено очередное воинское звание – инженер- капитан 2 ранга.
ДУБНА-1
В ноябре 1959 года Турусова В.Г. «откомандировывают» из Минобороны в Ми-нистерство электроники с сохранением воинского звания на должность Начальника Научно-испытательной базы (НИБ) «Альтаир» в г.Дубну Московской области.
В 1950-х годах головным предприятием НИИ «Альтаир», которое находилось в Москве, ведутся работы по созданию зенитных и ударных комплексов корабельного базирования. В 1962 году был разработан комплекс малой дальности корабельного базирования «Волна», являющийся морским вариантом наземного комплекса С-125.
Главным назначением Базы были испытания корабельных радиолокационных станций обнаружения воздушных целей. Разработанные и изготовленные головным предприятием опытные образцы корабельных РЛС устанавливались на крыше глав-ного корпуса Базы внутри радиопрозрачного «шара». Рядом с поселком Савелово в Борках находился аэродром с которого во время испытаний взлетали истребители МИГи, имитируя самолеты вероятного противника. Этим и объясняются частые пролеты в то время над Дубной наших МИГов, вызывающие недоумения у жителей.
Имея уже достаточно большой опыт в обслуживании радиолокационных средств и серьезную теоретическую подготовку в Военно-морской Академии, В.Г.Турусов с первых дней работы на Базе активно включился в научную работу. Это подтвержда-ют два авторских свидетельства, выданных В.Г.Турусову и его коллегам Государст-венным комитетом по делам изобретений и открытий СССР от 12 ноября 1960 года и 25 декабря 1963 года.
Руководя работой Базы, являясь по существу начальником одного из подразделе-ний крупного военного НИИ, Турусов В.Г. оставался в кадрах Военно-Морского Флота СССР и, за достигнутые успехи, ему в 1964 году было присвоено воинское звание инженер – капитан 1 ранга.
Кажется все было прекрасно. Но это внешняя сторона дела. К 1965 году между Валентином Георгиевичем и руководством НИИ «Альтаир» возникли принципиаль-ные разногласия по путям дальнейшего развития Базы. В.Г.Турусов дважды пишет рапорт командованию ВМФ с просьбой отправить его на действующий флот. На второй раз просьбу его удовлетворяют, но частично, предлагая сначала полтора-два года послужить в Саратове, а затем на его выбор – любой флот.
САРАТОВ
В конце 1964 года на Северодвинском машиностроительном заводе было начато строи-тельство большой серии ракетных атомных подводных лодок проекта 667-А. Первая лодка (К-137) была спущена на воду 28 августа 1966 года. Одним из видов радиоэлектронно-го вооружения лодки был радионавигационный секстант «Самум», позволяющий определять в надводном положении место корабля по солнцу. Изго-товление «Самумов» было поручено производственному объединению «Экран» (г. Саратов). Однако, первая лодка проекта 667-А была уже на плаву, а «Самум» все никак «не шел».
Со стороны промышленности и Военно-морского флота были предприняты ряд «организационно-штатных» мероприятий, направленных на наверстывание отстава-ния. В числе этих «мероприятий» была смена старшего военного представителя (военпреда) на ПО «Экран» .
С 19 июля 1965 года им стал инженер – капитан 1 ран-га Турусов В.Г.
Семья осталась в Дубне.
За короткий срок удалось устранить замечания по «Самуму», успешно провести испы-тания и начать серийные поставки РНС Военно-морскому флоту. В апреле 1967 года руководство ВМФ СССР сдержало свое обещание и по просьбе Турусова В.Г. направило его для прохождения дальнейшей службы на Северный флот, в Североморск. Он был назначен командиром в\части 69267 – экспериментального гидроакустического полигона Северного флота (ЭГАП).
СЕВЕРОМОРСК-2
22 апреля 1967 года капитан 1 ранга Турусов В.Г. принял дела и обязанности коман-дира части. Основной задачей ЭГАП было оказание научно-технической поддержки испытаний опытных образцов гидроакустического и радиоэлектронного вооружения
ВМФ. Не касаясь всей работы, которой руководил В.Г. Турусов, отметим только две из них.
Первая: руководство экспедицией Северного флота на кабельном судне «Яна» по установке в Арктике на острове Новая Земля опытного образца первого советс-кого стационарного гидроакустического комплекса обнаружения подводных лодок «Лиман-М».
Вторая: организация проведения испытаний гидроакустического комплекса «Керчь» и боевой информационно-вычислительной системы «Туча» атомной ракет-ной подводной лодки проекта 667-А.
За эту и другие успешно выполненные задания командования ВМФ, капитан 1 ранга Турусов В.Г. в феврале 1971 года был награжден вторым орденом «Красная звезда».
Командир в/части 69267, капитан 1 ранга – инженер Турусов В.Г.
(Североморск, 1971 год)
В 1970 году появились проблемы со здоровьем - кроме катаракты у него постоянно отхаркивается кровь. И если из-за катаракты ему в качестве исключение командова-ние СФ разрешило подписывать документы жирным фломастером, то приговор врачей по второй позиции был однозначным – нужно уезжать с Севера. Было много предложений по дальнейшей службе – Ленинград , Москва, все должности – адмиральские. Но все они приводили к потере квартиры в Дубне, которую так полюбили супруги Турусовы (жена к тому времени уехала с Севера, жила и работала в Дубне). В результате, летом 1972 года В.Г.Турусов подал рапорт командованию, в котором, ссылаясь на состояние здоровья, просил его демобилизовать.
Приказом Министра Обороны СССР №0351 от 10 мая 1973 года капитан 1 ранга Турусов В.Г. был уволен в запас. Дела и обязанности командира в/части 69267 от сдал через месяц - 12 июня 1973 года
ДУБНА-2
После демобилизации дедушке предложили возглавить Волжскую научную станции Акустического института Академии наук СССР, которая находилась, как тогда называли «на островах» (в народе – База «Акустика»). Он руководил ею с ноября 1973 по январь 1977 года.Сегодня это НИИ Прикладной Акустики (НИИПА).
С сентября 1977 года по сентябрь 1993 года В.Г.Турусов работал в НИИ «Атолл». Сначала в должности ведущего инженера НИО-11, затем ведущим инженером Группы Главного Конструктора изделия «Север».
Список наград Валентина Георгиевича Турусова:
Ордена:
2 ордена Отечественной войны II степени,
2 ордена Красной звезды,
Медали:
«За боевые заслуги»
«За оборону Ленинграда»
«За оборону Кавказа»
«За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Серебряная медаль Болгарии «За участие в Отечественной войне 1944-1945гг.»
Юбилейная медаль «Китайско-советской дружбы»
«ХХХ лет Советской Армии и Флота»
«40 лет Вооруженных сил СССР»
«50 лет Вооруженных сил СССР»
«60 лет Вооруженных сил СССР»
«70 лет Вооруженных сил СССР»
«20 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
«30 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
«40 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
«50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
«В память 250-летия Ленинграда»
«За воинскую доблесть. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина»
«Ветеран Вооруженных сил СССР»
«Медаль Жукова»
«300 лет Российскому Флоту»
«Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»
В.Г.Турусов с внучкой Юлей и сыном Виктором в свой день рождения.
25 апреля 1996 года.
Умер дедушка 21 апреля 1999 года, не дожив до своего 77-летия 4-х дней.
=============================
Белова (Турусова) Юлия Викторовна.
7 мая 2016 года.