Осип
Григорьевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
В 1933г. окончил 1-й курс Одесского института инженеров связи.
С 17 августа 1933г. курсант 7 военной школы летчиков им.Сталинградского Краснознаменного пролетариата (г.Сталинград).
С января 1934г. курсант 9 военной школы летчиков и летчиков-наблюдателей (станция Рогань, Хабаровск).
05 ноября 1936г., после окончания школы, присвоено звание лейтенант. Назначен летчиком-инструктором школы.
В 1938г. принят в ряды ВКП(б).
В мае 1938г. на базе школы было сформировано Харьковское военное авиационное училище летнабов и штурманов.
23 февраля 1939г. личный состав училища принял военную присягу.
В июне 1939г. Осип Григорьевич назначен старшим летчиком в 48 разведывательную авиаэскадрилью.
С апреля 1940г. в составе 160 резервного авиаполка.
25 июля 1940г. присвоено звание старший лейтенант.
24 августа 1940г. назначен старшим летчиком 4 авиаэскадрильи 5 скоростного бомбардировочного авиаполка Одесского военного округа.
10 марта 1941г. назначен командиром звена.
К началу войны полк имел на вооружении самолеты СБ и Пе-2. Входил в состав 21 смешанной авиадивизии. Базировался на аэродроме Кулевча (Одесская обл.).
22 июня звеном Пе-2 (3 самолета) атаковал противника в районе переправ у г.Браила (Румыния). 8 самолетов СБ и 9 Пе-2 атаковали мост через р.Прут у Галац.
23 июня 7 самолетов СБ двумя группами атаковали колонны противника в районах городов Галац и Бырлад (Румыния). 8 самолетов Пе-2 бомбардировали аэродром и железнодорожную станцию г.Браила. 6 самолетов Пе-2 атаковали аэродром Галац. 8 самолетов СБ 5-й эскадрильи полка атаковали аэродром Галац. 12 самолетов СБ и 9 Пе-2 атаковали танки противника в районе Фельчиу.
Утром 24 июня самолеты противника бомбардировали аэродром Кулевча. Были уничтожены 2 самолета СБ и 5 Пе-2. Повреждены 4 самолета СБ и 3 Пе-2.
25 июня 17 самолетов полка бомбардировали железнодорожный узел и аэродром г.Бузэу (Румыния).1 самолет был подбит.
В ночь с 26 на 27 июня 2 экипажа вели разведку и попутную бомбардировку г.Плоешти.
04 июля звено Пе-2 бомбардировало аэродром Бузэо, 9 СБ- железнодорожную станцию Бырлад.
05 июля 1941г. 8 самолетов Пе-2 бомбардировали аэродром Бобоку, что в 12км. северо-восточнее г.Бузэу. 8 самолетов СБ бомбардировали войска противника на переправах через р.Прут у Скулени. Повторный вылет в район переправы выполнило звено (3 самолета) Пе-2. В районе цели атакованы звеном «мессеров». Один Пе-2 был сбит, второй- с задания не вернулся.
14 июля 5 СБ бомбардировали район Яссы, 10 Пе-2 бомбардировали пехоту и артиллерию в районе Кадараш.
20 июля 9 Пе-2 бомбардировали войска противника в районе Аеронешти, вторым вылетом 9 Пе-2 бомбардировали войска у переправ через р.Днестр в районе г.Ямполь (Винницкая обл.). Третьим вылетом 9 Пе-2 и 9 СБ бомбардировали колонны противника в районе Ямполь.
21 июля 7 Пе-2 бомбардировали войска у переправ через р.Днестр в районе г.Ямполь.
После 21 июля данных о боевой работе полка в составе ВВС 9 армии не имеется. Возможно, полк или 21 смешанная авиадивизия были переданы в подчинение другой армии или выведены в резерв.
К декабрю 1941г. полк находился на доформировании.
В одном из вылетов старший лейтенант Мозес был ранен.
Находился на излечении в эвакогоспитале ЭГ 1337, затем, до 17 августа 1941г.- в эвакогоспитале ЭГ 378, после чего, был направлен в штаб Северо-Кавказского военного округа.
Вернулся в полк.
17 декабря 1941г. (вероятно, перегоняя самолет с Казанского авиазавода на прифронтовой аэродром) в авиакатастрофе погиб экипаж самолета Пе-2: командир звена старший лейтенант Мозес Осип Григорьевич, стрелок-бомбардир младший лейтенант Рунцов Анатолий Иванович, воздушный стрелок-радист сержант Богданов Сергей Дмитриевич и, летевший с экипажем, авиамеханик старшина Крачур Григорий Тимофеевич. Погибшие были похоронены в с.Реповка, что в 15км. от г.Сызрань.