Люкшин Константин Петрович
Люкшин
Константин
Петрович
подполковник (в годы войны ст. лейтенант) / командир эскадрильи
16.01.1921 - 2007

История солдата

ЛЮКШИН КОНСТАНТИН ПЕТРОВИЧ родился 16 января 1921года в г. Саратов, Саратовская обл. В Красную Армию призван 22 мая 1940 (по другим данным 1939) года Саратовским ГВК Саратовской обл.

В начале Великой Отечественной войны Константин Люкшин служит в 208 ближнебомбардировочном авиационном полку (ббап), который с октября 1941 г. входит в состав 6-го истребительного авиационного корпуса противовоздушной обороны и осуществляет прикрытие железнодорожных узлов в Подмосковье, производит штурмовые удары. В 1942 году полк переформирован в штурмовой: 208-й штурмовой авиационный полк (шап). И в составе 227 штурмовой авиационной дивизии (шад) участвует в Воронежско-Ворошиловградской стратегической операции: в боях за Воронеж.

За геройство и мужество, проявленное при выполнении боевых заданий во время данной операции, пилот 208-й шап старший сержант Люкшин был награжден орденом Красной Звезды. В наградном листе отмечено, что «в период с 17 мая по12 августа  произвел 33 боевых самолетовылетов, за это время уничтожил 7 самолетов, 9 танков, 43 автомашины и 31 железнодорожных вагонов с войсками и грузами противника… При выполнении боевых заданий показывает исключительное мастерство, смелость, в действиях инициативу и находчивость».

27 июля 1942 года во время боя в районе деревни Подклетное (Воронежская обл.) был подбит. Но не смотря на большие повреждения самолета Константин Люкшин продолжил выполнять боевое задание. В этом бою он был ранен в голову и руку. Только после выполнения задания «дотянул самолет на свой аэродром и благополучно произвел посадку».

В дальнейшем, в составе 17 воздушной армии, авиационный полк участвовал в Сталинградской битве, выполнял, в том числе, воздушную блокаду окруженной группы немецких войск, в Острогожско-Россошанской наступательной операции, в воздушной операции по завоеванию господства в воздухе во время Курской битвы.

Константин Люкшин в это время мл. лейтенант, командир звена 208 шап. В документах вновь отмечаются его профессионализм и смелость. Об одном из вылетов сказано так: «20 января 1943 года при штурмовке (штурмовка – это боевая операция штурмовой авиации, воздушная атака с небольшой высоты)аэродрома Зверево (поселок, ныне город в Ростовской обл.) тов. Люкшин проявил исключительный героизм и мастерство в прицельности огня. Несмотря на сильное противодействие ЗА (зенитная артиллерия) противника, весь свой бомбовой груз сбросил точно на цель, чем вывел из строя 6 транспортных самолетов и 4 самолета подбил». 

С 10 июля 1944 года лейтенант Люкшин проходит службу в качестве командира 3-го авиаэскадрильи 765 штурмового авиационного полка (шап) 197 штурмовой авиационной дивизии (шад) 6-го штурмового авиационного корпуса (шак) на1-ом Белорусском фронте.

В источнике отмечается, что «В начале августа 1944 года (6-й штурмовой авиационный) корпус в составе 197-я и 198-я штурмовых авиационных дивизий входит в состав 16 воздушной армии. Весь личный состав этих соединений обладал хорошей подготовкой и большим боевым опытом». (https://ru.wikipedia.org/wiki/6-й_штурмовой_авиационный_корпус).

765 шап принимает участие в Белорусской наступательной операции (Операция «Багратион»), в результате которой освобождена Белоруссия и часть Прибалтики, заняты восточные районы Польши, созданы условия для дальнейшего наступления на Варшавско-Берлинском направлении. За участие в этих боях Константин Люкшин награжден вторым орденом Красной Звезды. К этому периоду им совершено уже более 60 успешных боевых вылетов. В документе отмечено, что поставленные задачи выполняет «хорошо и отлично. Хорошо пользуется радиосвязью в воздухе». Во время боевых вылетов, где он был ведущим группы проявлял личное мужество и отвагу, выполняя задание с явной опасностью для жизни. В частности 17-22 июля 1944 года при прорыве «оборонительной линии перед Бугом» произвел уничтожение «отходящих резервов живой силы, автомашин и гужевого транспорта… огневых точек, нанес большой урон врагу и способствовал нашим войскам в прорыве сильно укреплённой обороны противника и выходу к государственной границе».

На заключительном этапе Великой Отечественной войны 765 шап принимает участие в Варшавско-Познанской наступательной операции (составная часть Висло-Одерской стратегической наступательной операции) в результате которой освобождена Польша, захвачен плацдарм на левом берегу Одера, который использовался затем при наступлении на Берлин; Берлинской стратегической наступательной операции, в ходе которой был взят Берлин, что привело к капитуляции Германии.

Подразделения 6 штурмового авиационного корпуса удерживая господство в воздухе, оказывали поддержку войскам фронта, уничтожали отходившие вражеские колонны и не давали возможности противнику закрепиться на промежуточных рубежах.

За участие в этих стратегических операциях, за боевую работу эскадрильи командир эскадрильи, ст. лейтенант Люкшин награжден орденом Александра Невского. Эта награда учреждена 29 июля 1942 года. Согласно его статуту ей награждались командиры Красной Армии за личную отвагу, проявление инициативы, умелое командование. А непосредственно в авиации «За командование авиаподразделением или частью, настойчиво и успешно совершившими ряд боевых вылетов, нанёсшими жестокий урон живой силе и технике противника и без потерь вернувшимися на свою базу». (https://ru.wikipedia.org/wiki/Орден_Александра_Невского_(СССР)#Статут_ордена).

В наградном листе отмечается, что с мая 1942 года по март 1945 года им лично совершен уже 81 успешный боевой вылет.

А вот под его командованием (вместе с тем ст. лейтенант Люкшин систематически летал ведущим группы самолетов ИЛ-2), в период с 13 января 1945 года по 30 марта 1945 года, эскадрилья произвела 218 успешных боевых вылетов на штурмовку и бомбометание.

Штурмовка производилась при сильном огне МЗА (малокалиберная зенитная артиллерия). При этом были уничтожены и повреждены значительные технические средства противника: танки, автомашины с грузом, ж/д эшелоны и паровозы, орудия полевой артиллерии, а также живая сила врага.

В месте с тем эскадрилья постоянно при подготовке и проведении стратегических операций, часто в сложных метеоусловиях, осуществляет вылеты на разведку, производит фотосъемки, ведет разведку и поиск противника, поставляет точные данные о его местоположении, а также фиксирует результаты бомбометания и штурмовки.

Так «19-21 марта 1945года по приказу 16 ВА эскадрилья произвела перспективное фотографирование с высоты 50-100 метров из учетверенной фотоустановки (аэрофотооборудование самолета, которое позволяло за один заход фотографировать сразу четыре маршрута) подступы к Берлину в сильно насыщенном зенитной артиллерией районе. Поставленная задача экипажами выполнена отлично произведено при этом 400 кадров». 

В наградном листе отмечено, что «Тов. Люкшин руководство летно-техническим составом эскадрильи осуществляет хорошо. За период с 1 января по 30 марта 1945 года имеется поощрений 38… Личный экипаж эскадрильи сколочен и способен выполнять любые поставленные задачи командованием», проявляет «умелое и мужественное руководство».

Во время выполнения боевого задания 24 марта 1945 года был ранен. Более того в это время числился пропавшим без вести в районе с. Тамзель, Бранденбург, Германия. Но все обошлось и Люкшин после лечения в госпитале вернулся в строй и продолжил службу в своей части.

После окончания Великой Отечественной войны 1-й Белорусский фронт был расформирован. Большинство частей и соединений входивших в его состав вошли в Группы советских оккупационных войск в Германии (ГСОГ). (С 1954 года Группа советских войск в Германии (ГСВГ)). В том числе на территории Восточной Германии дислоцировался и 765 шап. 

В феврале 1946 года 765 шап в составе 197-й шад перебазирован, а затем расформирован в составе 11-я воздушной армии (11-я ВА) Тбилисского военного округа (затем Закавказский военный округ). В январе 1949 года переименована в 34-ю воздушную армию.

Подполковник Люкшин демобилизовался 15 мая 1954 года.

Жил в г. Тамбов. Работал на Тамбовском машиностроительном заводе (завод «Тамбовмаш») начальником отдела техучебы.

Награжден орденами: Красного Знамени, Красного ЗнамениАлександра Невского, Отечественной войны I степени, Отечественной войны II степени; медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За взятие Берлина».
Умер 2007 году. Похоронен в г. Тамбов.

Регион Тамбовская область
Воинское звание подполковник (в годы войны ст. лейтенант)
Населенный пункт: Тамбов
Воинская специальность командир эскадрильи
Место рождения г. Саратов, Саратовская обл.
Годы службы 1939 1954
Дата рождения 16.01.1921
Дата смерти 2007

Боевой путь

Место призыва Саратовский ГВК, Саратовская обл.
Дата призыва 22.05.1940
Боевое подразделение 208 шап 227 шад; 765 шап 197 шад
Завершение боевого пути 1954
Принимал участие Воронежско-Ворошиловградская операция, Сталинградская битва, Курская битва, Белорусская операция, Варшавско-Познанская наступательная операция, Берлинская наступательная операция

Награды

ордена: Красного Знамени, Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны I степени, Отечественной войны II степени;

ордена: Красного Знамени, Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны I степени, Отечественной войны II степени;

медали «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За взятие Берлина»

медали «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За взятие Берлина»

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: