
Николай
Михайлович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Учетная карточка на ветерана войны
ФИО Лешуков Николай Михайлович
год месяц дата рождения 5 декабря 1913 года
место рождения г.Никольск Вологодской области
место призыва и год 1941 год Никольский РВКа
Партийность(в период боёв) член КПСС, комсомолец (подчеркнуть)
Военное звание умер 13.12.1992, уст. памятник МО в 2008 г.
Род войск
Где учавствовал в боях (Германия, Япония) подчеркнуть Германия
Участие в боях (Ханхингол, Бессарабии, Прибалтика, Финляндия) подчеркнуть Финляндия
Время участия в боях (дата, название полка, дивизий, корпуса армий, фронта) в каком направлении, какие освобождал города точно и подробно заполнить согласно военного билета.
А) 20 августа 1941 г. 11 жел. Дор. мотобригада при 9-ом батальоне Блокада Ленинграда 900 дней дорога жизни Ладоги
Б) 11 бригада 22 отд. Жел. Дорожн. батальон при 9 отд. Жел. Дор.
Тарту, Рига, Венгрия, Керлинд, Мама, Папа
Деберцент, Будапешт
В каких иностранных государствах принимал участие в боях (указать освобождавшие крупные города) Эстония Латвия Рига
Ранения, контузия, группы инвалидности (по документам) нет
Где проходил излечение, госпиталь № место нахождения госпиталя
Награды (по документам) медаль «За победу над Германией»
Место работы, откуда ушел на пенсию с. Казачинское Райпотребсоюз
Удостоверение ветерана войны № А-224505
Боевой путь
18.01.1989 Районная газета «ПУТЬ ОКТЯБРЯ»
с. Казачинское, Казачинско-Ленский район Иркутской области.
«18 ЯНВАРЯ 46 ЛЕТИЕ со дня прорыва блокады Ленинграда.»
18.01.1943 - 18.01.1989
«УЧАСТНИК ЛЕДОВОЙ ЭПОПЕИ»
…За многие месяцы блокады Ленинграда немцы превратили свои позиции на подступах к городу в мощный укрепленный район, с разветвленной системой долговременных бетонированных и других сооружений, с большим количеством противотанковых и противопехотных препятствий…
После семидневных боёв войска Волховского и Ленинградского фронтов 18 января соединились и тем самым прорвали блокаду Ленинграда. (Из сообщения Совинформбюро).
Три четверти века прожил на свете Лешуков Николай Михайлович.
Возраст, конечно, солидный.
Но не так уж преклонно выглядит ветеран внешние, и душевно не постарел.
Бодриться не поддаётся хандре и унынию.
В избе своей, и небольшой по размерам, побелкой занимался в час нашего прихода.
В такие-то годы - не каждому это под силу.
Словом, есть ещё порох в пороховницах у этого добродушного и гостеприимного человека.
Церемония знакомства не заняла и минуты.
Узнав о цели визита, тут же пригласил сесть на стул, тем самым расположив для непринужденной беседы.
Он, Лешуков, в Казачинске обосновался с середины пятидесятых.
Из Бодайбо занесла судьба.
Там долгих восемь лет провел на лесозаготовках по «милости» сталинских законов и их ретивых исполнителей.
И лишь за то, что товарищу как-то помог перевезти из лесу домой дрова, которые оказались, как это ни печально, колхозными.
- В ту пору, - вздыхает с грустью собеседник, - за что угодно можно было попасть под суд.
За куренка или петуха даже давали трёх четырехлетний срок.
Я и не знал, что товарищу привёз колхозное топливо.
Вот и наказали по чьему-то доносу.
Так из Вологодской области попал в эти места.
Родился же Николай Михайлович в декабре тринадцатого года в Барнауле.
Помнит себя, как никольчанина.
Малышом был, когда с Алтая отец, член партии из 1913 года, перевез семью в город Никольск Архангельской губернии (ныне Вологодская область).
По долгу службы, связанной с железнодорожными работами, был переведён на новое место.
Когда Николаю исполнилось 15 лет, умер отец.
На попечении матери осталось семеро детей.
Жить стало трудно с такой оравой.
И в 1929 году юноша покинул отчий дом.
Подался искать счастливой доли, своим трудом зарабатывать на жизнь, младшим сестрам и братьям помочь.
Судьба забросила его в село Поленово Ленинградской области.
Тут в то время создавался коммунхоз.
Приняли и его в хозяйство, и даже трактористом на «Фордзон» так как кое-что смыслил в технике.
А когда появился автомобиль марки «АМО-Ф15» стал шоферить.
И первое, что заставили исполнять молодого водителя - вывозить из села в город раскулаченные семьи…
На каких только машинах ни пришлось потом работать, в том числе в течение 12 лет на лесовозах.
Сколько вёрст исколесил по бесконечным дорогам Родины - никому и никогда не счесть.
И по фронтовым трассам Финляндии немало поездил в 1939 - 40 гг.
Служил в автобате при военной академии имени С. Будённого .
Возил слушателей учебного заведения на военные позиции наших войск, доставлял бойцам тёплую одежду и обувь.
Попадал в разные дорожные ситуации, особенно на линии Маннергейма.
И всегда чудом выходили из опасных зон целым и невредимым.
- Всё мне хотелось до Хельсинки добраться, - мягко улыбается фронтовик, - чтобы хоть краешком глаза взглянуть на чужеземную столицу.
Верст 7 всего не доехал до неё…
После войны вновь вернулся в Никольск, где кроме матери, братьев и сестёр находилась и подруга жизни с маленькой дочуркой.
Но недолго довольствовался мирным житьем-бытьем.
22 июня 1941 года в первые же часы вероломного вторжение гитлеровской Германии на нашу землю шофёров вызвали в военкоматы и приказали в срочном порядке развести повестки военнообязанным.
Затем они же на автомашинах увозили призывников за 179 версту на станции Шарья, что в Костромской области, на сборный пункт.
Несколько дней бессонных ночей не выпускали баранок из рук водители, в том числе и Лешуков, выполняя боевые задания командования в тылу.
А в скоре и сами получили приказ: грузится в эшелон, следующий на Ленинград.
Под Гатчиной приняли боевое крещение, попав под вражеский артобстрел.
К счастью потери почти не было…
Здесь вновь прибывших зачислили в 11-ю железнодорожную восстановительную бригаду, которую через некоторое время перебросили в Красное Село, а оттуда – в Ленинград, и разместили в Старо-Невском соборе.
- Во все глаза глядел я на улицы города, - вспоминает с горечью в Голосе Николай Михайлович.
- В руины, пепелища превратили их гитлеровцы.
Некогда шумные, они обезлюдели, стали безжизненными.
А когда нагрянула зима, ещё хуже стало.
Связь с Большой Землей почти прервалась.
Перестал действовать водопровод, отключился свет не было дров.
Вражеская канонада, как заведенная машина грохотала и днем, и ночью.
Слышались далекие и близкие взрывы.
Это фашистских «стервятники» сбрасывали на город бомбы .
В те же дни были разрушены самые большие в городе склады - Бадаевские.
Авто бригаду бросили на сбор сахара, смешанного со взрывным мусором, возить на завод «Фармакон» …
2 Лешуков Николай Михайлович
Все 900 блокадных дней провёл Николай Михайлович в городе на Неве и его окрестностях, стал одним из первых водителей, кто открывал и осваивал «Дорогу жизни» через Ладожское озеро.
Из Ленинграда вывозил на своём ЗИС-5 раненых. больных на Большую землю.
Возвращаясь назад, вез продовольствие для голодающего населения, боеприпасы, тёплую одежду.
И конечно же, в ту пору он не мог не прочитать на фанерном щите при въезде на Ладожский лёд лаконичную надпись: «Каждая полуторная машина везёт продовольствие на 10 тысяч пайков, на 10 тысяч человек. Водитель спасай эти жизни!»
Днем и ночью с короткими перерывами на еду и сон водил он с однополчанами машины по ледовой дороге.
- Сорок с лишним километров была протяжённостью в один конец, - поясняет участник трагических событий.
- Гитлеровцы, как назойливые осы не давали покоя.
На беззащитные среди чистой ледяной глади вереницы санок с мукой, на наши грузовики налетали вражеские самолеты.
А как наступала темнота, включались мощные прожекторы на немецких позициях, расположенных на островах, в небе повисали осветительные бомбы, а за ними появлялись «Юнкерсы», обрушивали на обозы и машины фугасы и зажигалки.
В довершение по озеру молотила тяжелая артиллерия.
Немцы снарядами взламывали лёд…
И всё же движение по Ладоге не прекращалось.
Ездили с открытыми дверцами.
В темноте включали малюсенькие подфарники.
И страшно всё же вспомнить, сколько машин провалилась под лёд, попало в «майны».
Случалось, среди перевозимых раненых в пути некоторые умирали.
Самому с товарищами как-то пришлось двоих похоронить в снегу.
Не дай Бог, чтобы подобное когда-то вдруг вновь повторилось.
Жуткая штука - эта блокада…
И холод, и голод вместе с другими нелегкими военными невзгодами пережил красноармеец Лешуков.
Небольшой паёк, состоящий из кусочка сухаря и жиденькой похлёбки, выдавали на пропитание.
Чтобы как-то продлить удовольствие и перебороть чувство голода, макал сухарь в суп и сосал.
Счастлив был лишь тем, что ни одна вражеская пуля или осколок снаряда в этом аду не попали в него и в машину.
Только однажды для него и молодого командира Погодина день чуть не кончился печально.
Дело было под Пулково.
Ехали в город, да попали в затор.
Сотни машин скопились на пути.
Не проехать вперёд, ни объехать.
А тут ещё «Мессершмиты» появились на горизонте.
Выскочили с командиром из кабины и скатились под откос, а через минуту-две взрывами колыхнуло землю.
К счастью, бомбы упали на противоположную сторону насыпи.
Отделались лишь небольшой контузией.
Восьмого декабря сорок второго года из Ставки Верховного Главнокомандования поступила директива на прорыв блокады.
Бригаде, в которой служил Лешуков, дали задание бить сваи по Ладоге, начиная от деревни Кобона, чтобы по льду проложить узкоколейку.
Но это же многие десятки километров до конечного пункта!
Короче, вскоре подразделение перебросили в Шлиссельбург.
Разбили палаточный городок на Синявинских болотах.
Здесь, в районе Шлиссельбургско-Синявинского выступа, транспортным и строительным подразделениям предстояло соорудить железнодорожный мост через Неву.
- Адской была обстановка, - рассказывает Николай Михайлович, - ведь на противоположном берегу находились мощные укрепления фашистов.
Под непрерывным огнем возили конструкции моста, шпалы, рельсы, строительные материалы.
Гибли люди, подрывалась техника.
Но работа не прекращалась.
Когда же берега соединились пролетами, немцы прямым попаданием подорвали противоположный конец.
За ночь наши бойцы с помощью танков устранили повреждение…
Утром 12 января 1943 года тонны смертоносного металла обрушились на фашистские позиции.
Этот день стал началом прорыва блокады Ленинграда, а 18 января произошло соединение двух наших фронтов - Волховского и Ленинградского.
Фашисты сильно сопротивлялись, в плен почти не сдавались и стреляли до последнего патрона.
Но хода событий это не изменило.
Так, победно для наших войск, прошла операция «Искра», в честь которой в Москве прозвучал салют 20 залпами из 224 орудий.
После снятия блокады Ленинграда красноармейца Лешукова направили в г. Серово на восстановление народного хозяйства, а в победном сорок пятом - демобилизовали.
Приехал в Никольск к родной семье.
Тогда уже и вторая дочь подрастала.
Здесь-то ему крупно и не повезло из-за тех самых дров, что привёз товарищу.
«Загремел» в далекие сибирские просторы.
И пока в одном из бодайбинских леспромхозов возил лес с делян, отбывая «повинную», в далеком Никольском случилась трагедия.
Жена, работавшая заправщицей на одной из машинотракторных станций, попала под трактор.
Осиротевших дочерей взяла на воспитание тетка жены, проживавшая в Москве.
Прибыв в старинное село Казачинское, Николай Михайлович поступил шофёром в колхоз «Красное знамя». Женился.
Вырастил четверых сыновей.
Олег и Николай в настоящее время трудятся в районном узле связи, Александр - в кооперативе, самый младший Андрей скоро завершит учёба в Иркутском мединституте и станет квалифицированным хирургом.
Вот таков, полный жизненных перипетий, трагизма вперемешку с радостными событиями, нелёгкий, но благородный и честный пройденный путь ветерана войны и труда, мужественного и стойкого участника ледовой эпопеи на «Дороге жизни» и прорыве Ленинградской блокады, неутомимого и скромного по складу характера труженика в мирное время, нашего земляка Николая Михайловича Лешукова.
М.ХАЛИУЛИН.
Лешуков Николай Михайлович 05.12.1913 - 13.12.1992
Воспоминания
18.01.1989 Районная газета «ПУТЬ ОКТЯБРЯ»
с. Казачинское, Казачинско-Ленский район Иркутской области.
СТАТЬЯ «18 ЯНВАРЯ 46 ЛЕТИЕ со дня прорыва блокады Ленинграда.»
18.01.1943 - 18.01.1989 интервью взял корреспондент М.ХАЛИУЛИН 18.01.1989
Правил и вносил уточнения, дополнения сын Антипин Андрей Николаевич 14.01.2024 г.
…За многие месяцы блокады Ленинграда немцы превратили свои позиции на подступах к городу в мощный укрепленный район, с разветвленной системой долговременных бетонированных и других сооружений, с большим количеством противотанковых и противопехотных препятствий…
После семидневных боёв войска Волховского и Ленинградского фронтов 18 января соединились и тем самым прорвали блокаду Ленинграда. (Из сообщения Совинформбюро).
«УЧАСТНИК ЛЕДОВОЙ ЭПОПЕИ» Лешуков Николай Михайлович
Учетная карточка на ветерана войны
Удостоверение ветерана войны: № А-224505
Лешуков Николай Михайлович,
Годы жизни: 05.12 1913 - 13.12.1992 г.
место рождения: г. Барнаул, Алтайский край,
Из-за Урала, его отец, член партии из 1913 года, перевез семью в город Никольск Архангельской губернии (ныне Вологодская область). Его отец по долгу службы, связанной с железнодорожными работами, был переведён на новое место.
Лешуков Николай Михайлович больше помнит себя, как никольчанина.
Когда Николаю исполнилось 15 лет, отец умер.
На попечении матери осталось семеро детей.
Жить стало трудно с такой оравой.
И в 1929 году юноша покинул отчий дом.
Подался искать счастливой доли, своим трудом зарабатывать на жизнь, младшим сестрам и братьям помочь.
Судьба забросила его в село Поленово Ленинградской области. Находится она в Ленинградской области (тогда - в Олонецкой губернии).
Тут в то время создавался коммунхоз.
Приняли его в хозяйство, и даже трактористом на «Фордзон» так как кое-что смыслил в технике.
А когда появился автомобиль марки «АМО-Ф15» стал уже шоферить.
И первое, что заставили исполнять молодого водителя - вывозить из села в город раскулаченные семьи…
На каких только машинах приходилось потом работать, в течение 12 лет, в том числе и на лесовозах.
Сколько вёрст исколесил по бесконечным дорогам Родины - никому и никогда не счесть.
И по фронтовым трассам Финляндии немало поездил в 1939 - 40 гг.
"Сове́тско-финля́ндская война́ 1939—1940 годо́в, также известная как Зи́мняя война́ — война между СССР и Финляндией в период с 30 ноября 1939 года по 12 марта 1940 года."
Попадал в разные дорожные ситуации, особенно на линии Маннергейма.
И всегда чудом выходили из опасных зон целым и невредимым.
- Всё мне хотелось до Хельсинки добраться, - мягко улыбается фронтовик, - чтобы хоть краешком глаза взглянуть на чужеземную столицу. Верст 7 всего не доехал до неё…
После финской войны вновь вернулся в Никольск, где кроме матери, братьев и сестёр находилась и подруга жизни с маленькой дочуркой( 1-2 годика). 1940 г.
Но недолго довольствовался мирным житьем-бытьем.
В 1941 году 22 июня Никольский РВКа, в первые же часы вероломного вторжение гитлеровской Германии на нашу землю шофёров вызвали в военкоматы и приказали в срочном порядке развести повестки военнообязанным.
Затем они же на автомашинах увозили призывников за 179 версту на станции Шарья, что в Костромской области, на сборный пункт.
Несколько дней бессонных ночей не выпускали баранок из рук водители, в том числе и Лешуков, выполняя боевые задания командования в тылу.
А в скоре и сами получили приказ: грузится в эшелон, следующий на Ленинград.
Под Гатчиной приняли боевое крещение, попав под вражеский артобстрел.
К счастью потери почти не было…
Здесь вновь прибывших зачислили в 11-ю железнодорожную восстановительную бригаду, которую через некоторое время перебросили в Красное Село, а оттуда – в Ленинград, и разместили в Старо-Невском соборе -" Троицкий собор Александро-Невской лавры".
- Во все глаза глядел я на улицы города, - вспоминает с горечью в Голосе Николай Михайлович.
- В руины, пепелища превратили их гитлеровцы.
Некогда шумные, они обезлюдели, стали безжизненными.
А когда нагрянула зима, ещё хуже стало.
Связь с Большой Землей почти прервалась.
Служил в автобате при военной академии имени С. Будённого – "Знаменитая военная академия связи им. маршала Советского Союза С. М. Будённого — профессиональное высшее учебное заведение МО России, расположенное в Санкт-Петербурге."
Возил слушателей учебного заведения на военные позиции наших войск, доставлял бойцам тёплую одежду и обувь.
Перестал действовать водопровод, отключился свет не было дров.
Вражеская канонада, как заведенная машина грохотала и днем, и ночью.
Слышались далекие и близкие взрывы.
Это фашистских «стервятники» сбрасывали на город бомбы .
В те же дни были разрушены самые большие в городе склады - Бадаевские. " СЛУЧАЙНОСТЬ или РОКОВОЕ СОВПАДЕНИЕ, но 8 сентября 1941 г. первые «зажигалки» упали вечером на продовольственные склады."
Авто бригаду бросили на сбор сахара, смешанного со взрывным мусором, возить на завод «Фармакон» - "Химико-фармацевтический завод "Фармакон" В 1941-1945 производил продукцию 20 наименований, необходимую фронту и городу, в том числе мыло «К», что способствовало предотвращению заболеваний сыпным тифом в блокадном Ленинграде."
Лешуков Николай Михайлович все 900 блокадных дней провёл в городе на Неве Ленинграде и его окрестностях.
Стал одним из первых водителей, кто открывал и осваивал «Дорогу жизни» через Ладожское озеро.
"Дорога жизни" — единственная военно-стратегическая транспортная магистраль, связывавшая во время Великой Отечественной войны с сентября 1941 года по март 1943 года осажденный немцами Ленинград (ныне Санкт-Петербург) с тылом страны. Проходила через Ладожское озеро."
Из Ленинграда вывозил на своём ЗИС-5 раненых. больных на Большую землю.
Возвращаясь назад, вез продовольствие для голодающего населения, боеприпасы, тёплую одежду.
И конечно же, в ту пору он не мог не прочитать на фанерном щите при въезде на Ладожский лёд лаконичную надпись: «Каждая полуторная машина везёт продовольствие на 10 тысяч пайков, на 10 тысяч человек. Водитель спасай эти жизни!»
Днем и ночью с короткими перерывами на еду и сон водил он с однополчанами машины по ледовой дороге.
- Сорок с лишним километров была протяжённостью в один конец, - поясняет участник трагических событий.
- Гитлеровцы, как назойливые осы не давали покоя.
На беззащитные среди чистой ледяной глади вереницы санок с мукой, на наши грузовики налетали вражеские самолеты.
А как наступала темнота, включались мощные прожекторы на немецких позициях, расположенных на островах, в небе повисали осветительные бомбы, а за ними появлялись «Юнкерсы», обрушивали на обозы и машины фугасы и зажигалки.
В довершение по озеру молотила тяжелая артиллерия.
Немцы снарядами взламывали лёд…
И всё же движение по Ладоге не прекращалось.
Ездили с открытыми дверцами.
В темноте включали малюсенькие подфарники.
И страшно всё же вспомнить, сколько машин провалилась под лёд, попало в «майны».
Случалось, среди перевозимых раненых в пути некоторые умирали.
Самому с товарищами как-то пришлось двоих похоронить в снегу.
Не дай Бог, чтобы подобное когда-то вдруг вновь повторилось.
Жуткая штука - эта блокада…
И холод, и голод вместе с другими нелегкими военными невзгодами пережил красноармеец Лешуков.
Небольшой паёк, состоящий из кусочка сухаря и жиденькой похлёбки, выдавали на пропитание.
Чтобы как-то продлить удовольствие и перебороть чувство голода, макал сухарь в суп и сосал.
Счастлив был лишь тем, что ни одна вражеская пуля или осколок снаряда в этом аду не попали в него и в машину.
Только однажды для него и молодого командира капитана Погодина А.М. день чуть не кончился печально.
Дело было под Пулково.
Ехали в город, да попали в затор.
Сотни машин скопились на пути.
Не проехать вперёд, ни объехать.
А тут ещё «Мессершмиты» появились на горизонте.
Выскочили с командиром из кабины и скатились под откос, а через минуту-две взрывами колыхнуло землю.
К счастью, бомбы упали на противоположную сторону насыпи.
Отделались лишь небольшой контузией.
{11-я отдельная железнодорожная бригада была сформирована в конце июня 1941 года. Действовали части бригады в непосредственном соприкосновении с противником, а порой и в окружении. Так, например, подразделения 40-го отдельного восстановительного батальона майора А. М. Михайлова, 9-го отдельного батальона механизации майора С. М. Метлы и 22-го отдельного мостового батальона капитана
А. М. Погодина были окружены противником в районе станций Дружные Горки, Мга и Еглино. Воины-железнодорожники вступили в бой с врагом, продолжая разрушать железнодорожные объекты. Задачи свои выполнили.}
Восьмого декабря сорок второго года из Ставки Верховного Главнокомандования поступила директива на прорыв блокады.
Бригаде, в которой служил Лешуков, дали задание бить сваи по Ладоге, начиная от деревни Кобона, чтобы по льду проложить узкоколейку.
Но это же многие десятки километров до конечного пункта!
Короче, вскоре подразделение перебросили в Шлиссельбург.
Разбили палаточный городок на Синявинских болотах.
Здесь, в районе Шлиссельбургско-Синявинского выступа, транспортным и строительным подразделениям предстояло соорудить железнодорожный мост через Неву.
- Адской была обстановка, - рассказывает Николай Михайлович, - ведь на противоположном берегу находились мощные укрепления фашистов.
Под непрерывным огнем возили конструкции моста, шпалы, рельсы, строительные материалы.
Гибли люди, подрывалась техника.
Но работа не прекращалась.
Когда же берега соединились пролетами, немцы прямым попаданием подорвали противоположный конец.
За ночь наши бойцы с помощью танков устранили повреждение…
Утром 12 января 1943 года тонны смертоносного металла обрушились на фашистские позиции.
Этот день стал началом прорыва блокады Ленинграда, а 18 января произошло соединение двух наших фронтов - Волховского и Ленинградского.
Фашисты сильно сопротивлялись, в плен почти не сдавались и стреляли до последнего патрона.
Но хода событий это не изменило.
Так, победно для наших войск, прошла операция «Искра», в честь которой в Москве прозвучал салют 20 залпами из 224 орудий.
Из Учетной карточки на ветерана войны - Лешуков Николай Михайлович
Военное звание рядовой.
Род войск ; автобригада, автотранспорт, строительные войска, железнодорожные войска
Где учавствовал в боях (Германия, Япония) подчеркнуть Германия
Участие в боях (Ханхингол, Бессарабии, Прибалтика, Финляндия) подчеркнуть: Финляндия
Время участия в боях (дата, название полка, дивизий, корпуса армий, фронта) в каком направлении, какие освобождал города точно и подробно заполнить согласно военного билета.
1) Вологодский ПП; 34 зсп (34 зсп) 08.07.1941
С 20 августа 1941 г. 11 жел. Дор. мотобригада при 9-ом батальоне Блокада Ленинграда, 900 дней, Дорога жизни по Ладоге. Связывала в сентябре 1941 – марте 1943 года блокадный Ленинград со страной. Автодорога, проложенная по льду, часто называется Ледовой дорогой жизни (официально — Военно-автомобильная дорога № 101 (№ 102)).
2) 11 бригада 22 отд. Жел. Дорожн. батальон при 9 отд. Жел. Дор.
Тарту, Рига, Минск, Чехия - Прага, Венгрия - Кёрменд, Дебрецен, Будапешт
В каких иностранных государствах принимал участие в боях (указать освобождавшие крупные города): Финляндия, Эстония, Латвия, Рига, Венгрия, Чехословакия, Белоруссия, Украина, Молдавия.
Ранения, контузия, группы инвалидности (по документам): Контузия
Награды (по документам): Орден Отечественной войны II степени, медаль «За победу над Германией»
После снятия блокады Ленинграда красноармейца Лешукова направили в г. Серово на восстановление народного хозяйства, а в победном сорок пятом - демобилизовали.
Приехал в Никольск к родной семье. 1945 г.
Тогда уже и вторая дочь подрастала(4-5 лет). Старшей дочери 6-7 лет.
Здесь-то ему крупно и не повезло из-за тех самых дров, что привёз товарищу.
И «Загремел» в далекие сибирские просторы. Так из Вологодской области попал в эти места.
И пока в одном из бодайбинских леспромхозов возил лес с делян, отбывая «повинную», в далеком Никольском случилась трагедия. Жена, работавшая заправщицей на одной из машинотракторных станций, попала под трактор.
Осиротевших дочерей взяла на воспитание тетка жены, проживавшая в Москве. Связи с ней и дочерьми больше никогда не было.
После того как сослали в Иркутскую область, г.Бодайбо, долгих восемь лет провел на лесозаготовках по «милости» сталинских законов и их ретивых исполнителей. (1946-1954 г.) И это лишь за то, что товарищу как-то помог перевезти из лесу домой дрова, которые оказались, как это ни печально, колхозными.
- В ту пору, - вздыхает с грустью собеседник, - за что угодно можно было попасть под суд.
За куренка или петуха даже давали трёх четырехлетний срок.
Я и не знал, что товарищу привёз колхозное топливо.
Вот и наказали по чьему-то доносу.
Из Бодайбо занесла судьба в Казачинское, где обосновался с середины пятидесятых.
Прибыв в старинное село Казачинское(1954), Николай Михайлович поступил шофёром в колхоз «Красное знамя». Стал первым механизатором широкого профиля и мастером на все руки.
Женился на Антипиной Полине Михайловне. 1956 г. Гражданский брак. Поэтому все сыновья записаны на фамилию второй жены Антипину П.М.
Вырастили четверых сыновей. Олег 1949 г.р. – приёмный, Александр 1957 г.р., Николай 1958 г.р., Андрей 1962 г.р.
Олег и Николай в настоящее время трудятся в районном узле связи, Александр - в кооперативе, самый младший Андрей скоро завершит учёба в Иркутском Мединституте и станет квалифицированным доктором-стоматологом.
Место работы, откуда ушел на пенсию: с. Казачинское Райпотребсоюз
Умер 13.12.1992, уст. памятник МО в 2008 г. С. Казачинское д. Пашня.
Вот таков, полный жизненных перипетий, трагизма вперемешку с радостными событиями, нелёгкий, но благородный и честный пройденный путь ветерана войны и труда, мужественного и стойкого участника ледовой эпопеи на «Дороге жизни» и прорыве Ленинградской блокады, неутомимого и скромного по складу характера труженика в мирное время, нашего земляка Николая Михайловича Лешукова.
"Лешуков Николай Михайлович 05.12.1913 - 13.12.1992"
Самые первые детские воспоминания мои, связанные с отцом, именно о послевоенном времени. Я рождения 1962 года, значит где-то в 3-4 года начал что то соображать и запоминать, ведь детская голова ещё как чистый лист. Помню на машине грузовой по широкому полю, после уборки пшеницы, отец посадил меня к себе на колени и дал порулить. Ну кажется езжай себе вперёд и рули хоть куда, что ещё надо? Но ведь я нашёл в поле столб с электрическими проводами и поехал туда! Сколько бы мне не кричали мой отец и братья Саша и Коля, что поворачивай от столба, я упорно крутил руль к столбу. Ну естественно я до педалей ещё не доставал и отец остановил машину. Со стороны братьев сыпались насмешки и подколы, отец их резко прекратил, но с тех пор я не водитель и до сих пор судьба отводит меня от управления автомобилем. Может и правильно! Всё время у меня отговорка - зачем мне нужна машина, чтобы задницу свою возить на работу и обратно?
Счастливое детство! Когда вспоминаешь детство, всегда оно в ярких, тёплых и солнечных красках. Когда папка нас брал с собою покататься на машине, будь то лето, осень, зима или весна, то это было счастье и радость и всегда новое, интересное, иногда и происшествия случались. Жатва вспоминается полными грузовиками зерна пшеницы, ржи, овса. Горы зерна, когда оно выгружается по шнеку, которые нужно было разгребать по углам кузова, это так весело и не очень тяжело, после техники безопасности и отцовского инструктажа, он был понятный, краткий и ясный. Нам детям разрешали помогать на уборке урожая. Реки зерна сыпались на голову и за шиворот и казалось солнце просвечивало каждое зёрнышко, а они сверкали как золото. Лежать на горе зерна в кузове и смотреть в чистое, голубое небо, тебя трясёт по дороге на ток и на кочках подбрасывает вместе с зерном и ты попадаешь в углубление, получившееся от твоего маленького тела, а ты уверен, что твой папа это надёжный и самый дорогой человек.
А самое главное ощущение причастности к всеобщему, нужному , народному делу. Уже тогда в пять, шесть, семь лет, мы дети, осознавали какую-то ответственность, нужность.... Вот оно оказывается какое - счастливое, здоровое, беззаботное детство!
А ведь всё-же идет с детства! Первые моменты жизни моей, которые вспоминаются, их много и они только хорошие, плохие забываются, видимо так устроена детская психика. Помню к нам часто приезжали в гости друзья отца по Блокаде Ленинграда и Дороги Жизни. Это где-то 1965-66 годы наверное. Вспоминали прошлое, военное и послевоенное время, а мы дети крутились около них и вольно или невольно слушали и впитывали в себя. Один товарищ отца у меня спросил - Как собак стригут? А я не знаю что ответить! Растерялся. Он говорит - За хвост и палкой! Я смеялся и все смеялись. Это сейчас понимаешь, что это "плоская" шутка, но тогда это был нечто необычное и интересное. Типа Вау! Хотя до сих пор, до конца не понимаю смысл этой шутки! А ведь врезалось в память на всю жизнь! 👍
Другой случай помнится - К нам раз в неделю или месяц заходил малоимущий или бездомный, бедняк и звали его Ананий. Дворовые собаки его пропускали и даже не лаяли, он постучится, поздоровается, потом молча сядет у порога на табуретку, которую мама быстренько принесет или затем мы братья стали ему приносить. Сидит молча, иногда долго, мама скажет ему сколько нужно подождать. Потом, когда еда приготовлена, мама нальёт рюмочку водки или вина , покормит Анания, попоит чаем, он ещё посидит и перед уходом всегда благодарил всех и говорил " Ананий есть Ананий"!
Он несколько лет так к нам захаживал , а потом перестал. Я наверное спрашивал у взрослых, кто он и что он и почему он приходит к нам и т.д. Подробности не помню, помню только то , что таким людям нужно помогать, сострадать, не гнать, относиться к ним с добром, делиться последним куском хлеба! Вот как учили нас милосердию, состраданию и человечности!
Нас братьев четверо. Старший Олег у меня с ним разница 13 лет, он от другого отца Демьяна, а мама у нас естественно одна Поля, Полина, Пелогея. Так её мамулечку величали! Следующие за Олегом братья Саша и Коля, они уже от моего отца Николая, то есть общий отец у нас троих. Саша старше меня на 5 лет, а Коля старше меня на 4 года. Ну а я получается заскрёбышь. Родители хотели девочку, но появился мальчик Андрей, то есть я! Видимо гены так распределились, что у нашей мамы одни мальчики, а у её родной сестра Анны все девочки Валентина, Ирина, Елена!
Самые родственные, теплые и братские отношения у меня конечно же с Олегом, ныне здравствующий и дай Бог ему Многая Лета! А Саша и Коля уже покинули наш бренный мир и упокой Господи их души.
Ну так вот я о нашем отце пишу. Вся послевоенная злость и накопившаяся ненависть к врагам Родины и к несправедливости сталинских репрессий и ссылок в Сибирь на каторжные работы, выплеснулась и проявилась на старшем брате Олеге. Ох и досталось ему от отчима Николая, напишу как-нибудь позже, а может и не стоит ворошить прошлое! Не буду. Вот мне тоже доставалось от Саши и Коли, но мама и отец быстро их настроили , чтобы меня не трогали а защищали. И я чувствовал защиту всегда и везде. Я как приклееный банный лист за ними следовал. Делали рогатки и ходили на охоту на бурундуков, с нами охотничьи собаки, лайки, загоняли на деревья, а мы со всех сторон из рогаток палили. Иногда удавалось подбить бурундука камнем из рогатки и мы человек 10-15 шпаны орали на весь оплот и лес, во всё горло. Дикий инстинкт охотника. А сейчас мне жалко всех зверушек. Даже мышек полевых, когда их выкапывает картофелекопалка вместе с выводком. А ещё мы с пацанами ходили на хребёт, там играли в войнушку, партизанов, строили шалаши, даже начали строить настоящее зимовьё, но не достроили, так и простоял много лет недостроенный...
Ходили в походы на геологическую вышку, забирались ввысь и сбрасывали от туда одежду и всё что было под рукой, потом бегали снимали её с деревьев!
Продолжение следует!
А ещё ! Очень запомнились и вспоминаю с теплотой отдых и лечение, летом на местном курорте Окунайка. Там была баня, где стояли деревянные ванны для лечебной грязи, они подогревались и в них ложились и лечили свои заболевания ! Там были разные источники и грязи. Лечили давление, радикулит, ревматизм, бесплодие, женские дела, глаза и многое другое. Рано утром, когда ещё солнце не встало, на моторной лодке " казанка" с мотором "ветерок 12", а затем появился " вихрь", меня брал отец на рыбалку, а точнее снимать сети с рыбой, которая попалась за ночь. А вечером опять ставили сети на речке Балдахинье в заливчиках и затонах.
А те розовые, багряные и красные закаты и туманные восходы - это картинки запечатлелись на всю жизнь и они не потускнели за столько много лет.
Одно лето я провёл в компании и затем подружились с моим тёзкой Антипиным Андреем Петровичем - https://ok.ru/profile/605273519889 моим одноклассником из параллельного "Б" класса, мы с ним глули луки и из прутьев вырезали стрелы, облазили все окрестности и построили на утёсе беседку между деревьев. У моего одноклассника до сих пор увлечения охотой и рыбалкой, есть верный друг овчарка, семья само собой разумеется тоже - https://ok.ru/profile/473982057152
Ещё яркое пятно из того периода детства это сгущёнка! Делали две дырки тоненькие и высасывали из банки наивкуснейшую сгущёнку! Казалось ничего вкуснее нет!
Ходили собирать черемшу! Бродили по реке Окунайка и кололи острогой налимов! Уха из налимов, особенно в исполнении моей мамы Полины Михайловны просто язык можно проглотить! Вот ссылка на альбом мамочки https://ok.ru/profile/507184927262/photobook/666716150814/
Запускали по реке Киренга кораблик и ловили рыбу ( ленок, хариус, таймень, голец)
И за этим счастливым детством несомненно стояли мои любимые родители - папа и мама! Как поздно это начинаешь понимать, когда уже не возможно отблагодарить их за жизнь данную мне! Остается только молить Господа Бога о Царствии небесном для моих родителей!