Иван
Николаевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
В Красной Армии с сентября 1937г.
Окончил военное авиационное училище (возможно, 2-е Чкаловское военное авиационное училище летнабов и штурманов).
К осени 1943г. в составе 11 отдельного разведывательного авиаполка.
10 октября экипаж самолета Пе-2: летчик лейтенант Глебов Михаил Максимович (в августе 1945г. присвоено звание Герой Советского Союза), летнаб (летчик-наблюдатель) лейтенант Королев Иван Николаевич, воздушный стрелок-радист старший сержант Иванов Сергей- из-за течи масла в правом моторе возвратился м вылета в район Витебска.
20 октября экипаж, возвращаясь после выполнения задания в районах Яновичи, Витебск, Сенно, Улла, Городок, у г.Демидов (Смоленская обл.) был атакован парой истребителей Ла-5 2 гвардейского истребительного авиаполка (ведущий- гвардии младший лейтенант Левченко Иван Захарович). Истребители приняли наш Пе-2 за немецкий Ме-110 (Мессершмитт) и атаковали его на высоте 1500м. сверху-сзади. Экипаж подавал сигналы: «Я свой самолет», но истребители продолжали атаки. При первых двух атаках был ранен стрелок-радист Иванов, летнаб Королев получил тяжелые ранения. Последующими атаками был подожжен мотор. Пламя быстро распространилось по самолету, который взорвался в воздухе. Летчик и стрелок-радист выбросились на парашютах в 18км. северо-западнее г.Демидов. После приземления были обстреляны истребителями, сделавшими 2 захода. Стрелок-радист был эвакуирован в госпиталь, летчик вернулся в полк. Лейтенант Королев погиб с самолетом.
Воспоминания
Из книги «Воздушные разведчики», авторы: Жарко Владимир Тимофеевич, Глебов Михаил Максимович, Синицкий Афанасий Григорьевич.
20 октября- в этот день Калининский фронт переименовали в 1 й Прибалтийский – экипаж старшего лейтенанта Михаила Глебова вылетел на задание. Под крылом «петлякова» проплывала задымленная, истерзанная фашистами земля. Пе 2 подошел к автомагистрали Орша – Витебск. Экипаж несколько раз пересек шоссе на небольшой высоте. Войск противника здесь не было. Неожиданно навстречу самолету хлестнули огненные трассы скорострельных «эрликоновских» пушек и крупнокалиберных пулеметов. Показалась и голова огромной колонны танков и машин, другой военной техники врага. Она двигалась в направлении к Витебску. Члены экипажа отлично представляли, что задача по разведке выполнена лишь наполовину – противник обнаружен. Необходимо было во что бы то ни стало передать командованию эти важные данные о переброске крупного соединения врага в район Витебска. По команде Михаила Глебова стрелок радист Сергей Иванов начал передавать по телеграфу на командный пункт полка сведения о движении колонны войск. Одновременно эти данные принимались на КП воздушной армии и КП фронта. После того как «петляков» дошел до хвоста колонны и стрелок радист передал последнюю короткую радиограмму о примерной численности вражеских войск, Глебов взял курс на свой аэродром.
...Во время очередной истребителям удалось поджечь «петлякова». Пожар возник у самого бензобака, расположенного на левой стороне центроплана. Кабина наполнилась дымом, пламя пробивалось в нее. Глебов приказал Иванову оставить самолет. Стал готовиться к прыжку и сам: сбросил фонарь кабины, отстегнул привязные ремни и резко отдал штурвал от себя. Он сделал это для того, чтобы проще выброситься из кабины. Но здесь выяснилось: руль высоты, обтянутый перкалью, почти полностью обгорел, и машина уже почти не повиновалась летчику. Глебова лишь наполовину выбросило из люка, и потоки воздуха тут же прижали его к кабине. В этот момент летчик оставался по сути беспомощным. Он падал вместе с горящим самолетом. Тем не менее Михаил всеми силами боролся за жизнь, пытался оттолкнуться от машины ногами. И это ему удалось. Быстро нащупал вытяжное кольцо парашюта, дернул его. Почувствовал динамический хлопок от раскрывшегося купола над головой и тут же шлепнулся в болото.
Это произошло в двух километрах о шоссейной дороги, идущей от Демидова к Велижу. Летчик встал, выбрался из торфяной жижи. Неподалеку от болота увидел догоравший самолет. Только теперь старший лейтенант Глебов почувствовал невероятную усталость. Лицо у него горело, голова раскалывалась от боли, но кровотечение прекратилось.
В то же время Михаил Глебов осознал, что только чудом избежал гибели. Стало до боли в сердце жаль штурмана Ивана Королева. Он был значительно старше Глебова, женат, растил двоих детей.