Бурзак Петр Львович
Бурзак
Петр
Львович
младший лейтенант
1913 - 21.10.1942

История солдата

Окончил 6 классов школы, 2 курса лесного техникума.

Учился на рабфаке.

С 1936г. курсант 8 военной школы летчиков (г.Одесса).

06 ноября 1937г. присвоено звание старшина, назначен пилотом в 57 скоростную бомбардировочную авиаэскадрилью. 

С 19 июня 1938г. пилот 2 авиаэскадрильи 47 авиаполка Отдельной Краснознаменной дальневосточной армии, сформированного на базе 57 авиаэскадрильи.

16 июля 1938г. полк был переименован в 57 скоростной бомбардировочный авиаполк.

Петр Львович сдал испытания за курс военного училища. 21 января 1939г. ему присвоено звание младший лейтенант.

16 июля назначен младшим летчиком.

04 февраля 1940г. 24 экипажа (в числе которых экипаж: старший летчик младший лейтенант Бурзак, младший летчик-наблюдатель лейтенант Стрижак Степан Григорьевич, стрелок-радист младший командир Кошевой Владимир Власович) были откомандированы на Северо-Западный фронт для участия в Советско-финляндской войне.

28 февраля 1940г. Петр Львович назначен старшим летчиком в 16 скоростную авиабригаду.

Указом Президиума ВС СССР от 07 апреля 1940г. младший лейтенант Бурзак был награжден медалью «За отвагу».

27 мая 1940г. назначен младшим летчиком в 136 легкий бомбардировочный авиаполк Харьковского военного округа.

29 июня 1940г.- младшим летчиком в 60 ближне-бомбардировочный авиаполк Харьковского военного округа.

В 1941г. полк проходил перевооружение с самолетов Р-Z на Пе-2. Находился в составе 76 авиадивизии Харьковского военного округа. Базировался в районе г.Лебедин Сумской обл.

09 июля полк, имевший на вооружении 22 самолета Пе-2. был передан в состав 11 смешанной авиадивизии Западного фронта. Базировался на аэродроме Климовичи (Могилевская обл.).

С 10 июля полк начал боевую работу. В первый день с задания не вернулись 3 экипажа.

11 июля 1-я эскадрилья и звено управления полка бомбардировало переправу через Днепр у д.Баркалабово (в 10км. севернее Старый Быхов) и скопление немецких войск у переправы. В районе цели были атакованы истребителями противника. С задания не возвратились 4 экипажа, в их числе, экипаж командира полка полковника Астафьева Евгения Павловича (штурман полка капитан Вишневский Александр Васильевич, флагманский стрелок-радист младший лейтенант Озерной Петр Емельянович). Еще один экипаж совершил вынужденную посадку на поврежденном самолете.

На 12 июля полк имел 8 исправных и 2 неисправных самолета. При выполнения задания потерял еще 3 самолета.

13 июля 1941г. с боевого задания не возвратились 4 самолета, 2 экипажа погибли в полном составе. 

15 июля оставшиеся 3 самолета (2 из них- неисправные) полк передал в 16 скоростной бомбардировочный авиаполк. Личный состав полка был направлен в Москву.

В августе 1942г. Петр Львович в составе 284 бомбардировочного авиаполка.

В конце августа полк вошел в 270 бомбардировочную авиадивизию на Сталинградском фронте.

03 сентября экипаж самолета Пе-2 №2713 2 эскадрильи полка: пилот младший лейтенант Бурзак Петр Львович, стрелок-бомбардир старший сержант Гукайло Аврам Шмулевич, воздушный стрелок-радист старший сержант Марков Павел Николаевич- в составе девятки (ведущий- командир полка Герой Советского Союза майор Валентик Дмитрий Данилович) бомбардировал войска противника в балке Конская (в 1,5км. северо-восточнее Опытной Станции). В районе цели были обстреляны зенитной артиллерией и атакованы 6 истребителями, с которыми завязали бой истребители сопровождения.

Второй вылет экипаж совершил в составе группы из двух шестерок (ведущий второй- командир эскадрильи капитан Гаврилов Николай Георгиевич) на бомбардировку колонны противника в районе Алексеевка- Ежовка. 

08 сентября экипаж: Бурзак, стрелок-бомбардир младший лейтенант Ермолаев Николай Иванович (служил в 60 скоростном бомбардировочном авиаполку), Марков- вел разведку аэродромов противника. Бомбардировал аэродром Обливская, был атакован звеном истребителей Ме-109 (Мессершмитт). Бомбардировал аэродром Калачкин.

09 сентября экипаж Бурзак, Ермолаев, Марков бомбардировал аэродром Калачкин.

10 сентября выполнил разведку и бомбардировку аэродрома Обливская.

11 сентября в составе 8 самолетов Пе-2 бомбардировал войска противника в районе балки Грязная.

15 сентября бомбардировал аэродром Суровикино. Разрывы бомб, наблюдавшиеся в расположении самолетов, вызвали большой пожар.

16 сентября в составе 6 Пе-2 (ведущий- командир полка) под прикрытием 12 истребителей Як-1 бомбардировал войска противника в районе станицы Садовая. У цели были атакованы 11 истребителями Ме-109. 2 истребителя были сбиты огнем стрелков-радистов.

18 сентября бомбардировал аэродром Обливская. В районе цели был атакован парой истребителей Ме-109.

19 сентября бомбардировал аэродром противника. На подходе к цели был атакован истребителем Ме-109, от которого ушел в облачность. После бомбардировки с аэродрома взлетели 6 истребителей. 2 из них преследовали до Волги.

20 сентября бомбардировал аэродром Тузов.

23 сентября при бомбардировке района станицы Максимовская был атакован парой истребителей Ме-109. 

26 (2 вылета), 27 (2 вылета) и 28 (2 вылета) сентября бомбардировал район переправы у г.Калач.

29 сентября первым вылетом в составе 6 самолетов Пе-2 бомбардировал войска противника на западной окраине Сталинграда, вторым- одиночно бомбардировал войска противника в балке Вишневая.

01 октября дважды водил звено на бомбардировку войск противника в районе Городище- Разгуляевка.

04 октября вел разведку аэродромов Венцы, Селиваново, Манойлин с попутной бомбардировкой.

05 октября бомбардировал аэродром противника Евлампиевский.

06 октября совершил 2 вылета на разведку районов Песковатка, Сталинград. Бомбил самолеты противника на аэродроме Манойлин.

07 октября в 07-39 вылетел на бомбардировку в район Садовое. Из-за того, что не убрались шасси, вернулся в 07-53. Повторно вылетел в 12-26. Из-за тряски мотора возвратился в 12-59.

08 октября выполнил разведку с попутной бомбардировкой в районе станицы Клетская.

10 октября вел разведку районов Андреевка, Жутово, Садовое, Райгород.

14 октября экипаж вылетев на бомбардировку станции Жутово, возвратился из-за разрушения одного из моторов.

В этот день был подписан приказ о назначении младшего лейтенанта Бурзак командиром звена.

16 октября экипаж выполнил разведку района Тундутово, Жутово, Садовое, Калач с попутной бомбардировкой.

17 (2 вылета) и 18 октября экипаж выполнил разведку района Тундутово, Жутово, Садовое с попутной бомбардировкой.

20 октября экипаж выполнил разведку района Тингута, Жутово, Садовое с попутной бомбардировкой разъезда 74км.

21 октября 1942г. в 06-15 на разведку в район Тингута, Жутово, Садовое вылетел экипаж: командира звена младший лейтенант Бурзак Петр Львович, стрелок-бомбардир младший лейтенант Ермолаев Николай Иванович, воздушный стрелок-радист старший сержант Марков Павел Николаевич. При возвращении с задания, в 08-25, самолет потерпел катастрофу. Младший лейтенант Бурзак и младший лейтенант Ермолаев погибли.

Похоронены в братской могиле на кладбище с.Вишневка Волгоградской обл.

22 октября старший сержант Марков был представлен к ордену Красного Знамени, награжден в декабре 1942г. Возможно, что младшие лейтенант Бурзак и Ермолаев, совершившие 32 боевых вылета, посмертно были представлены к наградам, но представление не было удовлетворено.

Регион Украина
Воинское звание младший лейтенант
Населенный пункт: Украина
Место рождения с.Казацкое, Черниговская обл.
Годы службы 1936 1942
Дата рождения 1913
Дата смерти 21.10.1942

Семья солдата

Анастасия
Бурзак Анастасия Семеновна

мать

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: